Где-то в начале 1966-го отец принес домой журнал «Наука и религия», в котором была статья о
Вольфе Мессинге (на фото). Выдающийся телепат и гипнотизер был тогда одной из самых обсуждаемых в народе фигур, и этот журнал ходил по рукам.
Прочтенное
поразило, и я с увлечением пересказывал его сверстникам во дворе и школе. Через какое-то время — полгода или год — пошли разговоры о том,
что Мессинг приедет в Минск, даст лишь одно представление в филармонии,
билеты на которое, как водится, разойдутся по начальству.
Мы и не надеялись увидеть чудеса «живьем». Но в день выступления волшебника отец, что было совершенно на него не похоже, неожиданно решил попытать
счастья в поиске лишнего билетика и взял меня с собой. Благо жили мы на площади Якуба Коласа, где и находится филармония.
У билетной
кассы толпились десятки людей. Стояли, как мне казалось, долго: ждали,
когда выбросят невостребованную боссами «бронь». Когда стрелки часов перевалили через 19.00, а заветное окошко все не открывалось,
претендентов на желанные квитки заметно поубавилось. Осталось человек десять-двенадцать, надежды уже не было, но отец упрямо стоял у кассы.
Вдруг заслонка отодвинулась, и самые упорные ринулись на приступ.
Нераскупленными в тот промозглый вечер оказались три билета. Удача улыбнулась стоявшей перед отцом интеллигентного вида паре. Наконец и он
счастливо и растерянно повернулся ко мне и суетливо заговорил:
— Боря, вот билет, иди!
— Папа, а как же ты?!
— Иди, потом расскажешь. Иди скорее!
Радость и горечь смешались во мне: отец мечтал увидеть Мессинга, но ради сына… Ту минуту я с благодарностью помню всю жизнь.
…
Волшебник оказался очень пожилым человеком субтильного сложения. Седые
длинные воздушные волосы, словно облако, обтекали голову. Сам маг с народом практически не общался. Его ассистентка, худенькая женщина в возрасте, хрипловатым, прокуренным голосом зачитывала текст о нем и о том, что приключилось с ним на гастролях там-то и там-то. В частности,
кажется, на Дальнем Востоке Вольф Григорьевич упал с подмостков и сильно разбился, но «отключил» боль и работал, как ни в чем ни бывало.
Перед
нами он проделывал обычные для себя психологические опыты. Зрители писали записки с заданиями и складывали их в коробочку, стоявшую у края сцены. Затем ассистентка мага вызывала авторов на сцену, он брал их за запястье руки, так, чтобы чувствовать пульс партнера, и выполнял их мысленные приказы. После завершения опыта ассистентка зачитывала задание для того, чтобы все поняли, что маг его выполнил. Я видел, как мои соседи — супружеская пара — тоже что-то придумали… Задания не отличались оригинальностью и, как правило, не вызывали у кудесника живого интереса.
Изо всех опытов в моей памяти отложились лишь два.
Первый.
Мессинг вместе с тремя зрителями-контролерами ушел в комнату за сценой.
В это время трио зрителей-фантазеров прятало расческу, которую должен
был найти великий маг. На этот раз он работал без чьей-либо помощи.
Установилась звенящая тишина, Мессинг предельно сконцентрировался,
однако поначалу выбрал неверное направление движения. Но довольно быстро выправил ситуацию и направился к боковой ложе… Фантазеры
оказались жестокими: 67-летнему старцу пришлось карабкаться по бордюру ложи. Его было откровенно жаль: он мог сорваться в зал, и зрители тревожно зароптали.
Наконец дело дошло до моих соседей. На сцену отправилась красивая статная женщина лет тридцати пяти, а мужчина, одетый в рубашку-вышиванку с белорусским орнаментом, остался на месте. Мессинг
взял женщину за запястье, и она начала мысленно диктовать задание. Они спустились в зрительный зал.
В этот момент сосед повелительно обратился ко мне:
— А ну-ка, малыш, давай поменяемся местами!
Мы
сидели в 14-м ряду, он перебрался в мое кресло, находившееся у прохода,
а я — в его, хотя так и не понял, к чему эти манипуляции.
Все
объяснилось очень скоро: маг и его водительница приблизились к нам.
Всемирно известный волшебник учтиво извинился перед моим соседом за беспокойство и, минуя его, подошел ко мне! Я слышал его напряженное,
тяжелое дыхание, видел, как он был погружен в себя! Однако Мессинг явно искал не меня! Женщина мысленно назвала ему ряд и место, на котором
должен был сидеть ее муж, но там оказался 12-летний мальчик. Маг
отпрянул и потащил партнершу по поискам к предыдущему 13-му ряду,
однако и там находился посторонний субъект. Мессинг, было видно,
разволновался. И либо увидал рядом со мной пустое кресло и сообразил,
что к чему, либо жена соседа, устыдившись выходки супруга, мысленно сообщила ему об изменившихся координатах поиска. Мессингу шалость моего соседа очень не понравилась! Он, вероятно, усмотрел в ней обман и укоризненно покачал головой. И мне, невольному участнику фальсификации,
стало стыдно. С досады маг тихонько воскликнул по-польски: «Матка боска! "…
Найдя правильное решение, Мессинг пригласил соседа на сцену, а там, извинившись перед ним, залез к нему во внутренний карман
пиджака, вынул оттуда записную книжку, открыл ее и стал что-то подчеркивать. Затем его ассистентка сообщила залу, что на сцене рядом с Вольфом Григорьевичем находится известный белорусский писатель
Владимир Короткевич.
Народ зааплодировал. Мессинг должен был найти его в зале, доставить на сцену и подчеркнуть в записной книжке на страничке с буквой „К“
изданные произведения литератора, оставив нетронутыми неизданные…
Невзирая на несколько неприятных мгновений, задание доставило Мессингу чрезвычайное удовольствие. Он сказал, что оно было одним из самых
интересных в его концертной практике. Короткевич тепло благодарил
маэстро, а, может, и извинился за свое озорство…
Лет через семь,
в 1974-м, Вольфа Григорьевича не стало, ему было 75. Владимир Семенович
пережил мага всего на десятилетие, покинув материальный мир 53-летним.
Их публичная встреча осталась в моей памяти яркой вспышкой.
На заметку: хотите новых впечатлений, горящие путевки в оАЭ (
далее) помогут Вам мгновенно попасть в сказку, которую может дать только эта страна.