Ценовая политика некоторых предприятий АПК приводит к большим экономическим потерям. На этом во время коллегии Минсельхозпрода заострил внимание министр Семен Шапиро. В оценках он был принципиален: «Это преступная деятельность директоров, а не просто непонимание или недопонимание». Вполне объяснимое негодование министра вызвала ситуация с продажами сухого молока. Биржевые котировки на этот товар в декабре — январе сложились на уровне 4 тысяч долларов за тонну. По этой цене молокозаводам рекомендовано отгружать продукцию на экспорт и при заключении прямых контрактов. Однако по информации контрольно–ревизионного управления Минсельхозпрода, некоторые молокозаводы продавали сухое молоко по заниженным ценам частным структурам. А те перепродавали его в Россию. По словам Семена Борисовича, «фирмочки» получали до 30 тысяч долларов прибыли с фуры. На заметку министерства попали ОАО «Оршанский молочный завод» и ОАО «Мстиславский маслодельно–сыродельный завод». На коллегии звучали слова о миллиардах упущенной выгоды.
«Все материалы будут у прокурора», — предупредил руководителей заводов министр.
Как же объяснить «упущенную выгоду»?
В дирекции «Оршанского молочного завода» отказались что–либо комментировать до официальной проверки предприятия.
А директор Мстиславского маслодельно–сыродельного завода Владимир Петров объяснил: «Ситуация с недополучением выручки вызвана объективными причинами». По словам руководителя, предприятие было вынуждено реализовывать сухое молоко в основном на внутреннем рынке по ценам ниже экспортных. Потому что «уже девять месяцев ввоз продукции в Россию под запретом». Поставлять туда сухое молоко завод сможет только после дополнительной аттестации. Она должна была пройти еще в декабре. Но российские инспектора, по словам Владимира Петрова, в намеченный срок в Мстиславль не приехали.
«Мы приняли решение реализовать молоко по контрактам с партнерами из Молдовы и Украины. По цене 3,2 тысячи долларов за тонну. Да, это ниже цены поставок в Россию. Но ведь выше, чем цена, установленная для внутреннего рынка, — 2,4 тыс. долларов», — рассуждает В.Петров, добавляя, что предприятию необходимо было продать сухое молоко, чтобы рассчитаться с поставщиками сырья, оплатить газ и электроэнергию.
Кстати, любопытный момент. Почему так значительно отличаются цены, рекомендуемые для экспорта и для продаж на внутреннем рынке? Ведь эта разница и создает определенное поле для манипуляций.
«Дело в том, что экспортные цены определяются рыночной конъюнктурой и устанавливаются по итогам биржевых торгов. А цена для внутреннего рынка является «плановой», она высчитывается исходя из прогнозного уровня рентабельности молокоперерабатывающих заводов», — объясняет директор Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Валерий Бельский.
По словам эксперта, раньше цена для внутреннего рынка — 2,4 тыс. долларов за тонну — была выше экспортной цены. Сейчас наоборот — высокие прибыли приносят продажи за рубеж. «Из–за острого дефицита сухого молока в России наша переработка получила хороший шанс поправить свое финансовое положение. Грех не воспользоваться им в полной мере», — подытоживает В.Бельский. Трудно не согласиться...