Микроклимат в музее является совокупностью ряда основных факторов, которые влияют на сохранность экспоната: относительной влажности, чистоты и температуры воздуха, а также уровня освещенности.
Оптимальным сочетанием этих факторов и обеспечивают необходимый уровень условий для хранения экспонатов, чтобы музеи могли сыграть свою главную роль — сохранить экспонаты для потомков.
В вопросах формирования правильного микроклимата в музее решающая роль принадлежит показателям относительной влажности — отношению водяных паров, содержащихся в воздухе, к максимально возможным температурам. Идеальным условием для сохранности экспонатов, которые защищают неизолированные от воздействий окружающей среды музейные витрины, является поддержание единых температурных и влажностных режимов в хранилищах и залах музея.
Согласно технологической норме, свойства атмосферы в подобных помещениях должны быть следующими: возможны колебания температур от 16 градусов Цельсия зимой до двадцати четырех летом (наиболее предпочтительной температурой считают двадцать градусов). При этом относительную влажность воздуха требуется поддерживать примерно на уровне 55% (допускают смещение показателей влажности до пяти процентов в сторону понижения или повышения). Поэтому оборудование для музеев должно подбираться с расчетом на создание именно таких условий.
Такие довольно строгие требования объясняются рядом особенностей экспонатов. К примеру, для изделий из дерева или картин идеальным будет постоянное сохранение влажности самого материала экспоната в пределах четырех-шести процентов, что может быть достигнуто только при указанной влажности воздуха. Добиться этого без того, чтобы использовать дополнительные технологические средства, достаточно сложно, а в некоторых случаях невозможно, поскольку колебание температурных и влажностных режимов зависит от множества факторов: климатических условий местности, особенностей вентиляционной и отопительной систем помещений, режима их проветривания, посещаемости музеев. Поэтому не должна возникать ситуация, когда музейное оборудование музей вынужден приобретать, исходя из экономических соображений, а не вопросов сохранности экспонатов.
Если в хранилищах и залах музея будет наличествовать нестабильность температурного и влажностного режимов, экспонаты подвергнутся химической, биологической и физической порче, что совершенно не допустимо.
|