Грабежи и разбои в тихом Дрибине случаются крайне редко, да и те несерьезные, по пьяному делу. Поэтому преступление — хорошо подготовленное, с участием приезжих уголовников–рецидивистов — наделало в небольшом городском поселке немало шуму: налет, случившийся в 2008 году, обсуждают до сих пор.
Легкой добычей для грабителей стали бизнесмены Али Зейналов, Азер Алиев, Сардар Керимов и Руслан Мымрык. Надо отметить, что они занимались не совсем благовидной коммерцией: скупали в Дрибине продукты питания и везли куда–то продавать. Видимо, поэтому грабители рассчитывали, что коммерсанты не посмеют обратиться в милицию...
Жестокое маски–шоу Сергей Кулешов, Дмитрий Крайко и Сергей Воропаев познакомились на «зоне», но жили после освобождения в разных городах. Воропаев на время обосновался на съемной жилплощади в Дрибине. Очень высокий, представительный, совсем не походил на профессионального разбойника, хотя имел к тому времени три судимости.
Самым опасным из них считался Дмитрий Крайко, с виду тоже весьма обаятельный. Отбывая последний срок — всего «ходок» у него набралось 5, — слыл непререкаемым «авторитетом». Незадолго до появления в Дрибине Крайко поссорился в Минской области с другими бандитами, после чего лег на дно, отсиживался на съемной квартире Воропаева. Сергей Кулешов, также судимый за разбой, ничем внешне не примечательный, прибыл к друзьям из Орши.
...Разбойники ворвались к мирным торговцам ночью, когда те спали. Постучались, разбудили — двое в масках из женских колготок, только Крайко своего лица не скрывал. Все в перчатках и вооруженные до зубов — ножами, пистолетами.
Испугавшиеся бизнесмены попытались отделаться «малой кровью» — быстро вывернули карманы. Но Крайко и компания требовали отдать все деньги, истязали коммерсантов, угрожали оружием, били руками, ногами, пистолетом по голове.
Сумка с 20 миллионами рублей нашлась под кроватью, но налетчики еще зачем–то забрали у всех мобильники (возвращаясь с «дела», разломали телефоны и разбросали детали на дороге). А потом сорвали с приезжих массивные золотые цепи и перстни.
Бизнесменов связали скотчем и оставили на полу в бессознательном состоянии. К счастью, все они остались живы.
Уходили налетчики в приподнятом настроении, легко разбрасывая улики по всему городскому поселку. Например, в огород дома № 13, где жила одинокая старушка, зашвырнули нож. Пистолет закинули на сарай во дворе местного отдела МЧС.
Странно, но именно самый умный и осторожный из этой троицы Крайко все же оставил себе один мобильник, чтобы позже подарить его племяннице. По звонку девочки с чужого аппарата на преступников и вышла милиция.
Судный день Сегодня небольшой дом по улице Ленина, 15 — двухэтажный, одноподъездный, выглядит очень мирно. Трудно представить, что в таком тихом месте произошел дерзкий разбой! Бдительный жилец Федор Аркадьевич Приходько сам подошел ко мне: «Чем интересуетесь? Да, жили тут квартиранты, очень спокойные. Не видно их было и не слышно. А про злыдней мы вообще от милиции узнали, ни одного соседа в ту ночь шум не разбудил, четко бандиты сработали».
Пистолет, заброшенный на сарай, позже отыскали забравшиеся на крышу мальчишки. Принесли оружие дежурному по МЧС, а оно оказалось пневматическим.
Рассмотрение этого дела в декабре 2008 года для дрибинского судьи Бориса Пигаля оказалось непростым. Во–первых, отпетые бандиты взвешивали каждое слово, лишнего не болтали. Вторая сложность заключалась в том, что посмотреть, как судят «авторитетов», явилась местная шпана. Подобная публика всегда раздражает.
Но главное — в зале... не было ни одного потерпевшего. Позже выяснилось, что деньги, которые у бедняг отобрали и успели потратить бандиты, были не их собственными, а взятыми в долг. Кредиторы потребовали рассчитаться, вот бизнесмены и спрятались от греха подальше.
Борису Пигалю, исполняющему сейчас обязанности председателя суда Дрибинского района, преступники запомнились интеллигентным видом и степенным поведением — в жизни не подумаешь, что бандиты, если не знать их биографий. А вот разочаровало судью поведение многих жителей городского поселка. Если бы не они — никогда ничего подобного не случилось бы в маленьком Дрибине, где все друг у друга на виду.
Некоторые проходили как свидетели, а ведь были почти соучастниками. У одного местного жителя преступники позаимствовали пневматический пистолет, тот охотно дал. Скотч, которым связывали потерпевших, колготки, из которых сделали маски, а также перчатки покупали по просьбе разбойников тоже случайные люди. Ведь могли догадаться, что дело нечисто. Но никто не забил тревогу в тот момент, когда разбой еще можно было предотвратить.
***
Уголовное дело о разбое заняло 4 тома. Крайко был приговорен к 13 годам лишения свободы, Кулешов — к 8. В отношении Воропаева, которого подельники выгораживали в два голоса, удалось доказать только соучастие. Потому и срок поменьше, 6 лет. Все они отбывают сейчас наказание в колонии строгого режима.