Мне часто вспоминается Орша 1945 года и одно из предприятий города – артель художественных изделий «20 лет Октября», куда я 16-летней девчонкой пришла после войны работать гладильщицей. В то время артель, которая, кстати, в числе первых восстановленных предприятий города начала выпускать продукцию, занимала три старых деревянных домика на улице Первомайской. Труд гладильщицы считался одним из самых сложных. Белье поступало к нам очень влажным, его гладили пятью утюгами поочередно, стоя над горячим паром. Председатель артели – бывший фронтовик, всеми уважаемый, отзывчивый и честный человек Александр Тимофеевич Жиделев – часто заходил в гладильный цех, беспокоясь за работниц и за меня в частности: выдержу ли такую нагрузку. А я старалась работать изо всех сил, чтобы только не уволили. Осталось в памяти и то, как по-отечески гордился руководитель работницами. Когда они выходили замуж, с улыбкой говаривал: «Кто ж откажется от таких красавиц с золотыми руками?».
Вспоминается и заведующая производством – энергичная, деловая фронтовичка Казимира Иосифовна Боть. «Девочки, не спешите. Прежде всего – качество, а ловкость – это дело времени», – учила она нас. Подбором кадров занималась Любовь Степановна Дорофеева. Главным бухгалтером работала Лидия Андреевна Березовик, всеми уважаемый специалист с огромным опытом работы. Снабженец Адам Борисович, на мой взгляд, был самым ценным работником артели. В том, что вся продукция артели шла только высшего качества – прямая заслуга начальника ОТК Евгении Васильевны Столяровой.
Стремясь работать как можно лучше, я решила освоить профессию вышивальщицы. Ради этого оставалась после смены, а мастера всячески поддерживали меня. Свою первую самостоятельную работу – дорожки ришелье – я вышивала для VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Примерно в это же время у нас построили кирпичный цех с лампами дневного освещения, а к швейным машинам подключили электропривод. Работать стало значительно легче.
Прошло много лет. Я перелистываю в памяти, как мы жили и трудились в сложные послевоенные годы единой дружной семьей, у которой все общее – и радости, и горести, и со светлой грустью вспоминаю тех, кого уже нет с нами.
Тамара Гайко, Орша
"НС"
|