Не многие знают, что первые джинсы появились почти два века назад. Леви Страусс, 24-летний эмигрант из Баварии, наладил в США производство удобных и прочных штанов из хлопка для горняков и золотоискателей. А вот белорусские джинсы, которые наверняка придутся по душе покупателям, будут сделаны из… котонизированного льна, тоже стопроцентно натурального сырья. Экспериментальную партию чисто льняных тканей типа джинс в Беларуси выпустил Оршанский льнокомбинат. Уникальная разработка – результат совместной научно-исследовательской деятельности специалистов предприятия и Витебского государственного технологического университета.
По словам заведующей кафедрой дизайна ВГТУ Галины Казарновской (на фото), работа над освоением технологии производства «джинсовой» льняной ткани рассчитана на 2009–2010 годы.
Сегодня опытные образцы тестируются на иностранном предприятии «Сампсон», где окрашенным и натуральным тканям, а также готовым изделиям придают эффекты потертости и носки, подвергают их стирке…
– Нужно посмотреть, как будет «вести» себя новая ткань, – говорит Галина Васильевна, – усовершенствовать ее структуру. Только так можно быть уверенным в качестве.
Пока о массовом выпуске изделий «под джинс» говорить рано. Но преподаватель ВГТУ известный витебский дизайнер Людмила Тараканова уже создала авторскую коллекцию из нового материала. Ее юбки и брюки, платья и сарафаны, блузки и джинсы действительно эксклюзивны, так как существуют в единичном экземпляре.
– Чисто льняные ткани типа джинс – интересная и перспективная разработка, способная заинтересовать не только отечественных, но и зарубежных производителей, – уверена Г. Казарновская. Тем более классические джинсовые ткани сегодня популярны в самых разных вариациях. Нужно только поработать над отделкой и придать им модные современные эффекты.
Интересно, что после стирки «джинсовые» льняные вещи приобретают удивительные свойства и очень напоминают мокрый шелк. А неокрашенный, только снятый со станка материал, на взгляд Галины Васильевны, скорее похож на домотканую холстину, из которой шили себе одежду наши деды и прадеды.
Из необычного льняного «джинса» уже запланирован целый ряд студенческих дипломных работ. Разработки ведутся не только по костюмным, но и пальтовым, платочным льняным тканям типа джинс. Значит, полет фантазии юных модельеров не будет ничем ограничен.
Станут ли пользоваться спросом вещи из экспериментальной ткани, покажет время. Я спросила у Галины Васильевны, чем можно заинтересовать потенциальных покупателей.
– Конечно, многое зависит от качества изделий, – объяснила она. – Наш университет не первый год занимается усовершенствованием изготовления пряжи и получением новых ее видов. Техническое оснащение предприятий не должно отставать от новых разработок.
Например, можно было бы придумать специальные пропитки для льняных тканей бытового назначения, которые сделали бы их более прочными и менее сминаемыми. К сожалению, имеющееся на Оршанском льнокомбинате оборудование пока не позволяет это осуществить. Кроме того, не все знают об удивительных свойствах льна и его пользе. Значит, нужно лучше рекламировать белорусский шелк, рассказывать о его качествах! Мода последних лет приветствует эффекты потертости и некоторой помятости. В нашем же сознании почему-то прочно «засело» представление о том, что те же брюки и рубашки должны быть идеальной конструкции и иметь «приглаженный» вид. Между прочим, на Западе уже давно отошли от этого и ценят в первую очередь натуральность и высокое качество льняных вещей.
Галина Казарновская резонно замечает, что нашим льняным изделиям нужен логотип, свой узнаваемый товарный знак. Университет готов помочь в этом и предложить свой его вариант в виде ветки цветков льна с надписью «Краса» в центре. Анна Наумова, фото автора «НС».
|