В последние годы некогда секретный военный городок, расположенный неподалеку от деревни Зубревичи Оршанского района, представлял собой жалкое зрелище. Глядя на обветшавшие здания и опустевшую территорию, не верилось, что в этом лесу снова забурлит жизнь. Как это было до ухода отсюда в начале 90–х бомбардировочного полка дальней авиации. К работам в городке местных жителей не привлекали, однако много людей из Новоселья, Казеков, Леньковичей и других окрестных деревень трудились на авиаремонтном заводе в соседнем поселке Болбасово. Двадцать лет назад там было занято более 1.200 человек. После ухода военных — в 2 — 3 раза меньше. Поэтому те, кто помоложе, отправились на заработки в Россию. Когда же в конце минувшего года у военного городка появился новый хозяин, собирающийся открыть там производство, весть эта облетела Болбасово и окрестности с молниеносной скоростью. Местные жители проявили к ней неподдельный интерес.
...Еще три месяца назад рамщик из Болбасово Александр Гасилов, настоящий мастер по работе с деревом, строил 4–этажный дом в поселке Спирово Тверской области. Но больше на российские стройки не собирается. Владелец частного оршанского деревообрабатывающего предприятия «Апил» Игорь Стульбо, выкупивший военный городок, предложил ему руководить пилорамой.
— В России за месяц заработать больше тысячи долларов можно, но, если честно, надоело есть консервы да по съемным квартирам и вагончикам мыкаться, — признается Александр. — Ребенку уже два с половиной года, а я почти не видел, как он вырос. Пробовал устраиваться в поселке, в Орше. Где–то рекомендовали запастись терпением, где–то зарплату больше миллиона рублей не обещали. Но если только на проезд тратить по 5 — 8 тысяч рублей в день, какой смысл в такой работе?
Игорь Стульбо, купивший военный городок за базовую величину на аукционе в ноябре 2009–го, сам лет пять отработал на Севере. В середине 90–х подался в бизнес. Сейчас делает корпусную мебель, продает ее в России. На днях мы вместе отправились взглянуть на приобретение.
Бывший секретный объект, до которого от Орши километров 30, встретил тремя линиями практически развалившихся контрольно–пропускных пунктов да сугробами по колено. На площади более чем 60 гектаров предприниматель планирует расширить бизнес. В лесу собирается организовать охотничье хозяйство, в озеро запустить рыбу. Еще хочет разливать воду из артезианской скважины и выращивать в теплицах розы. Но первым делом в одном из бывших бомбохранилищ Игорь Стульбо оборудует пилораму.
— Хранилище находится в отдаленной части городка. Если разместить в нем производство — оно не помешает туристам или охотникам, — объясняет идею 40–летний предприниматель. — А самое главное — в нем даже зимой поддерживается плюсовая температура. Можно сэкономить на отоплении.
В производство, гостевые домики, ресторан, спортзал и бильярдную, которые разместятся в бывших казармах, Игорь Аркадьевич собирается вложить около полумиллиона долларов. На пилораму уже в ближайшее время объявит набор работников — требуется человек 25 — 30.
— Руководство пилорамой доверю Гасилову, — делится планами. — Он производство знает, с деревом обращаться умеет. Зарплата его не разочарует. Есть микроавтобус, чтобы возить работников в городок.
Около десятка местных жителей готовы хоть завтра приступить к работе. Однако с передачей объекта новому собственнику возникла задержка. Стульбо необходимо еще уладить некоторые формальности: согласовать архитектурный план, получить адрес в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру. Сегодня объект является базой–хранилищем государственного страхового фонда документации Беларуси, который и организует его охрану.
— 12 зданий в городке предприниматель приобрел за копейки, а вот за право пользования землей и различные бумаги уже более 12 миллионов выложил! — удивляется директор базы–хранилища Владислав Мартиян. — Да и процедура оформления сложная, времени много занимает. Однако новый хозяин знает, чего хочет, а значит — результата добьется.
Кстати, из 159 объектов, проданных в прошлом году фондом «Витебскоблимущество» с аукционов за одну базовую величину, практически треть — бывшие военные городки и строения, принадлежавшие когда–то военным. Сегодня у этого «имущества» появляются шансы на новую жизнь.
— Полуразрушенные, расположенные вдалеке от больших дорог, для инвесторов такие объекты не слишком привлекательны, — объясняет начальник отдела аукционов и конкурсов фонда Лариса Щеглова. — Однако когда в конце 2007–го стало возможным выставлять их на аукцион за одну базовую, интерес к ним вырос.
Подтверждение тому — проданный в конце 2009–го военный городок у деревни Струбки в Полоцком районе. На его территории собираются выпускать строительные материалы. Организация производства и дополнительные рабочие места — условия, которые новые хозяева должны выполнить обязательно. В противном случае договор расторгнут, придется уплатить штраф и вернуть объект государству. Правда, таких случаев в Витебской области пока не было.
Компетентно
Елена Студенцова, заместитель председателя Оршанского райисполкома:
— Хочется, чтобы предприниматели, помимо торговли, занимались производством. Для этого информацию о выставляющихся на аукционы объектах мы вывешиваем в исполкоме, размещаем на собственном интернет–сайте, используем в материалах инвестиционных форумов. Сейчас, например, к продаже готовим здание учебно–курсового комбината в Бабиничах и часть производственных площадей ОАО «Лантан» в Ореховске.
На заметку: вам срочно нужна крупная сумма денег? Срочный выкуп квартир поможет решить эту проблему. Обращайтесь в компанию HOUSE MALL и специалисты этой компании подготовят все необходимые документы и помогут продать вашу квартиру за пару дней. Сергей ГОЛЕСНИК, фото автора
|