По информации пресс-центра МВД РБ, представители министерства посетили центральный офис Департамента по тюрьмам и пробации МинЮста Дании и одну из тюрем Копенгагена, где осмотрели техническую начинку тюрем, узнали о тюремном режиме, системе безопасности и уровне жизни заключенных. Датские правоохранители также поделились с белорусскими секретами своих служб внутренней безопасности, работы с женщинами и подростками, практик слежения и контроля, а также реабилитации осужденных и их интеграции в общество после освобождения.
Как сообщил начальник управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Сергей Никель, некоторые характерные черты датской системы исправительных учреждений могут быть заимствованы белорусскими тюремщиками. Это, в частности, широкое использование информационных технологий контроля, обработки информации и ведения профилактической работы с заключенными, чьи меры пресечения не предполагают лишения свободы.
Это кажется удивительным: ведь скандинавские страны, в особенности, Дания славятся своей заботой об уровне жизни заключенных. Почему белорусские правозащитники оказались слепы к, собственно, исправительным методам, увидев только технические "мелочи" вроде электронных браслетов?
Напомним, что согласно исследованию журнала Forbes 2011 года, посвященному уровню комфортабельности тюрем, закрытая мужская тюрьма Vestre Fængsel в Копенгагене заняла наивысшую позицию в рейтинге. В этом учреждении есть не только фитнес-центр, поликлиника и читальные залы, но и магазин с богатым ассортиментом (из продуктов нельзя купить разве что алкоголь). Также в этой тюрьме заключенным положены ежедневные "карманные" деньги - 50 крон (это приблизительно 7 евро). Заключенные могут работать, получая обычно от 10 до 35 крон в час, или пройти в тюрьме курс среднего образования. Вторую возможность чаще выбирают иммигранты.
Почти треть тюремного персонала в этой тюрьме - женщины! Это высококлассные профессионалы, проходящие суровый психологические отбор и трехлетнее обучение, их труд достойно оплачивается (средняя зарплата датской тюремщицы - 3000 евро в месяц). Симптоматичный курьез: тюрьма даже была вынуждена нанять зубного врача, который посещает ее еженедельно, поскольку уровень потребления сладкого среди осужденных очень высок.
Внешне копенгагенская тюрьма, несмотря на зарешеченные окна и толстые стены, очень мало напоминает традиционную: здесь охранники не носят оружия, а весь остальной персонал, кроме них, не носит униформы. Но у подобных заведений есть единственный, но существенный недостаток: они очень затратны. Судите сами: всевозможных тюремных работников здесь гораздо больше, чем заключенных!
|