Киоск «Союзпечати» на железнодорожной станции Орша был в Белоруссии
первым, если смотреть со стороны Москвы. В послевоенные годы столичные газеты и прочая
печатная продукция сюда поступали раньше всех. В один из
апрельских дней 1948 года перед вокзальным киоском в Орше вдруг
собралась небывалая очередь. Люди раскупали цветную картинку, весьма
напоминающую те изображения, которые в старые времена выставлялись в
иконных лавках при монастырях.
Случилось в послевоенном году так, что московское издательство
«Искусство» массовым тиражом в серии «Памятники мирового искусства»
выпустило форматом писчего листа цветную репродукцию классической
картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». Несомненно, было использовано то
обстоятельство, что оригинал шедевра в то время находился в СССР в
качестве военного трофея. Здесь уместно будет процитировать статью
Дениса Бабиченко и Николая Сидорова «Тринадцать Рембрандтов»:
«…В
Москву шел поток уникальных ценностей. О том, что это было достояние не
только государства-агрессора и немецкого народа, а мировой цивилизации,
и на каком основании его могла присвоить одна страна, пусть и
победительница, тогда никто не задумывался. Конечно, ни Эрмитаж, ни тем
более Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в
Москве просто не в состоянии были сыграть роль мирового музея в
условиях послевоенной разрухи. В каморке, по соседству с помещением,
выделенным для экспонирования «Сикстинской мадонны», жили люди,
готовившие еду на примусе. Их некуда было переселить! Народ-победитель
трофейных Рембрандта и Рубенса так и не увидел».
(Журнал «Итоги», 2001, № 27/265) Но
очевидно, что некоторые шедевры — хотя бы в виде тиражированных
репродукций — советские люди в ту пору увидели. Весной 1948 года
отпечаток «Сикстинской мадонны» поступил в книготорговую сеть БССР, и
простые белорусские христиане, которые занимались предпасхальной
уборкой и украшением своих жилищ, выказали повышенный интерес к
картине.
Первый «сигнал» поступил из Орши, где местные
чиновные ханжи узрели в классическом сюжете некую крамолу. Родился
следующий документ (приводим архивный подлинник):
Витебский областной комитет Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии Секретарю Центрального Комитета КП(б) Белоруссии
тов. ИОВЧУКУ М.Т. В
адрес киоска «Союзпечати» при станции Орша поступила в продажу
прилагаемая репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна».
Установлено,
что репродукция этой картины была быстро раскуплена в значительной
своей части колхозниками района в качестве иконы. В связи с некоторым,
за последний период времени, оживлением религиозных предрассудков среди
части населения засылка и продажа подобных картин не желательна.
Репродукция этой картины поступила из г. Москвы, Центральной розничной конторы «Союзпечати».
Секретарь Витебского Обкома КП(б)Б И. КРАСОВСКИЙ
Иосиф
Иосифович Красовский, который в масштабах области успешно решал вопросы
пропаганды и агитации (настолько успешно, что летом того же 1948 года
будет назначен министром кинематографии БССР), крепко озадачил своего
непосредственного начальника.
Секретарь белорусского ЦК Михаил
Трифонович Иовчук — крупный философ-марксист, доктор и членкор АН СССР,
будущий заведующий кафедрой философии МГУ, будущий ректор Академии
общественных наук при ЦК КПСС — похоже, ощутил себя ветхозаветным Иовом
на куче праха: надо как-то распорядиться этим «даром», выпутаться из
весьма неудобного положения. Но как?..
Щекотливость ситуации
была очевидна: раз напечатано в самой Москве, то, значит, было одобрено
соответствующими идеологическими инстанциями. Но в то же время возможно
рассмотрение проблемы в следующей плоскости: когда там в столице решают
вопросы чистого «искюсства», то уместна информация и об отзвуке «на
местах». Ведь, как известно, «лучше перебдеть, чем недобдеть».
К
секретарю ЦК КП(б)Б был вызван заведующий сектором печати и литературы
отдела пропаганды И.С. Росман. О чем они говорили за закрытыми дверями,
в деталях мы не знаем, но на докладной записке из Витебска появилась
резолюция: «Тов. Росман. Поступить согласно данных Вам указаний. М.
Иовчук».
Завсектором белорусского ЦК вскоре подготовил следующую служебную записку:
Указанная
репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» действительно
прислана из Москвы Центр. розн. конторой «Союзпечать» непосредственно
на ст. Орша.
Республ. отделу «Союзпечать» предложено собрать эти картины.
Говорил
с работником Центральной розничной конторы «Союзпечать» т. Подольским,
которому указано на нежелательность засылки подобных репродукций в
киоски «Союзпечать».
И принято было на республиканском уровне
вот такое «соломоново» решение: белорусская «Союзпечать» возвращает в
Москву вышеуказанные репродукции как «нереализованные из-за отсутствия
спроса».
Так три человечка решили вопрос духовного «окормления» целой
республики. Решили, что белорусский народ не дорос до мировых шедевров
живописи и пусть украшает свои хаты лубочными колхозницами со
свекольными физиономиями.