О таких, как Макарцов, обычно говорят: «Широко известен в узких кругах». Как и многие люди его, советского еще, поколения, Николай Федорович не чужд самоиронии, напоминать о себе без повода не склонен, предпочитая держаться в стороне от чересчур пристального публичного внимания...
Вообще–то в силу своей профессии он и так постоянно в центре внимания. На счету режиссера массовых праздников Николая Макарцова — десятки юбилеев старинных белорусских городов, фольклорных фестивалей, республиканских торжеств и других неординарных событий вроде новогоднего парада Дедов Морозов... При этом он еще умудряется ездить в фольклорные экспедиции, издавать книги и сниматься в кино — не случайно его лицо кажется вам таким знакомым...
— С такой фактурной внешностью, Николай Федорович, вы, на мой взгляд, могли бы сниматься гораздо чаще — неужели не приглашают?
— Напротив — очень даже приглашают. Но съемки — дело не одного дня, а у меня праздники городов один за другим, где выкроить время прикажете? Актера–то заменить проще, чем режиссера. Так что небольшая роль священника Данилы в фильме «Анастасия Слуцкая» на сегодняшний день у меня пока последняя. Кстати, в этой же картине я помогал Юрию Елхову выстроить сцену народного гулянья, с которого начинается вся история...
— Конечно, народные гулянья — ваш конек...
— Знаете ли, даже если я и появляюсь на съемочной площадке, так в первую очередь для того, чтобы посмотреть, как организуется «киношный» процесс, изучить чужой опыт, так сказать. В кино ведь тоже важно уметь увлечь множество людей желанием работать на общее дело... А как иначе все это постичь, если не на самом себе? Опять же, есть хорошая возможность завести полезные знакомства. Во время съемок в известном советском сериале «Атланты и кариатиды», например, я познакомился с Иваном Петровичем Шамякиным, который после не раз приезжал на мои литературные праздники. Хотя тогда я был всего лишь студентом театрально–художественного института...
— Интересно, сколько времени уходит на подготовку масштабного городского праздника?
— Смотря откуда начинать отсчет — например, для меня подготовка начинается не с приглашения артистов и репетиций, гораздо раньше. А бессонные ночи, когда пишешь сценарий, — их считать? Опять же, предложить артисту поучаствовать в празднике — одно дело, а ты его, артиста этого, сначала найти попробуй! Скажем, к юбилею Копыси мне понадобился Петр I, строивший редуты на древнем замчище. Тут любым актером не обойдешься — благодаря кино каждому ребенку известен и рост, и внешность российского царя. Ни в одном театре подходящего кандидата на эту роль я так и не отыскал, дошел, было, уже до отчаяния — стал буквально высматривать прохожих на улицах... И знаете, где нашел своего Петра? В Орше! Покойный Иван Чигринов, помню, все удивлялся, до чего похож — никакого грима не надо. А в обычной жизни человек работал начальником финансового отдела Оршанского райисполкома... Кстати, многие люди, впервые распробовавшие вкус актерского хлеба на моих праздниках, потом нередко меняли профессию, а в итоге — и судьбу (правда, не в случае с Петром I)... А как мне забыть месяц репетиций возле стен Мирского замка? К слову, до нашего праздника артисты там никогда не выступали, это сейчас концерты да средневековые представления в Мире стали традицией... Между прочим, тогда же я первым переночевал в башне отреставрированного замка — страху натерпелся, скажу я вам! Привидений, правда, не встретил, но звон древних колоколов и рыцарских мечей слышал. В результате даже несколько стихов написал...
— Интернет информирует, что вы были первым, кто создал еще и театр аутентичного белорусского фольклора «Жалейка»...
— В свое время с этим театром я проехал чуть ли не по всей России, Польше, Украине, даже в Индии побывал — московские режиссеры отобрали наш коллектив для участия в советско–индийском фестивале, наш «неприглаженный» фольклор многим нравился. И на большие фестивали в Москве «Жалейку» охотно приглашали — к слову, тогда же меня увлекло и творчество Игоря Моисеева, режиссировавшего праздничные парады. Но сам я на большой городской праздник сразу не отважился — начинал с деревенских, потом на районы «пошел»... А в фольклорные экспедиции я до сих пор езжу — вроде уже и 60 исполнилось, а сидеть дома больше недели невмоготу! К тому же, знаете, сколько всего еще можно обнаружить в наших деревнях, особенно на Полесье? Такого истинного, глубинного, что пока не описано и не издано нашими фольклористами? Особенно это касается народной драмы... Ну и я начал писать книги. Сначала — пособия для дворцов культуры. После — очерки, пьесы, стихи. Некоторые уже стали песнями... Сейчас пишу новую книгу о Валентине Ермаловиче, моем первом театральном учителе, оставившем заметный след в культуре Могилевщины...
— Иными словами, отмечать свой личный юбилей вам некогда?
— Видимо, я родился в неподходящий сезон — опять вон закрутился со своими новогодними праздниками, уже не до личного юбилея... Но в родной деревне Вьюн (это на Быховщине) обязательно побываю. Деревня маленькая, непрогрессивная, но я люблю туда приезжать. Там даже болота какие–то другие, родные, что ли... Хотя и помню (мама рассказывала), когда родился, был такой мороз, что даже вода в хате замерзла. И повитуха таскала меня за уши, чтобы большим вырос — как видите, ростом Бог не обидел. Да и на здоровье не жалуюсь. Когда готовили праздник 1000–летия Друцка, надевал сапоги и сам косил лебеду, которой заросло городище, где происходило основное действо. И сейчас на тяжкий труд вполне способен...
Ирина ЗАВАДСКАЯ
Фото: Виталий ГИЛЬ
|