В конце марта я побывал в бывшем военном городке Зубревичи. Это в Оршанском районе. Вернувшись, сдал в газету репортаж, из которого — каюсь! — сквозило неверием... в частную инициативу. Такими запущенными показались мне бывшие хранилища ракетных боеголовок, увезенных некогда из страны. Без электричества, без воды, с ржавыми замками, обомшелыми стенами. И все это в лесу, вдоль и поперек которого шастают кабаны. Ну кто возьмется за такую безнадегу? Даже за одну базовую. Однако...
Имя Александра Рудака, бизнесмена из Полоцкого района, уже отметилось на лентах информагентств. Штука в том, что он, а точнее, возглавляемая им фирма «Шуралекс», одним махом выкупила все 15 лотов выставленного на аукцион имущества Зубревичей. Это своеобразный прецедент в деле продажи неиспользуемой госсобственности. Я позвонил ему, чтобы узнать подробности.
«Мы с партнерами, вообще говоря, очень довольны, — несколько удивил меня инвестор. — Со всеми накладными расходами заплатили за «коробки» и аренду земли 20 миллионов рублей. И теперь можем воплощать планы, которые вынашивали четыре года».
Что это за планы? В лесу развернутся соревнования по страйкболу. Остатки заброшенной базы — самый подходящий антураж для «корпоративной войнушки». Неподалеку есть пруд. Его очистят, и на берегу вырастет хатка с национальной белорусской кухней. «Домик–харчевню мы сделаем сами, строительство и ремонт — наш профиль, — уточняет Рудак. — Кстати, помимо развлечений, организуем в «Зубревичах» производство мебели и ПВХ–изделий».
Бизнесмен фонтанирует идеями. В его планах восстановление захиревших казарм в Болбасово, покупка заброшенного детсада в Барани, создание СП с китайскими партнерами... Получится ли? «Президентский указ создал условия для инвестиций там, где раньше это казалось бессмысленным. Почему не использовать открывшиеся возможности?» — говорит Александр Рудак и, чтобы доказать серьезность своих намерений, приглашает меня в «Зубревичи» через год. Оценить изменения...
Я сделал звонок в Госкомимущество: «Много ли, кроме «Зубревичей», куплено объектов «за одну базовую»?»
«Да уже 121 ушел в частные руки», — вдохновлен деловой активностью зампред фонда госимущества Владимир Ковалевский. Можно начинать подсчитывать плюсы для государства.
Первый. Заброшенные детсады, свинофермы, военные городки и прочий «неликвид» уходили, как правило, далеко не за одну базовую. На некоторых торгах инвесторы–конкуренты выкладывали десятки и даже сотни миллионов.
Второй. Госорганам удалось освободиться от части «мертвой» собственности. На содержание базы «Зубревичи», например, департамент по архивам и делопроизводству Минюста должен был перечислить в этом году 92 миллиона рублей.
И третий. Есть предпосылки надеяться, что скоро в медвежьих уголках закипит жизнь, появятся рабочие места, потекут налоговые отчисления в бюджет...
Система заработала? Как сказать. В Минэкономики, например, цифре 121 не то чтобы рады. Говоря откровенно, это действительно не более чем капля инициативы в море бесхозяйственности. В стране тысячи гниющих пустых «коробок». Но, может быть, все только начинается. Бизнесмены у нас — народ осторожный. Нередко предпочитают пропустить вперед коллегу, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
Червем закрадывается мысль: а не получится ли так, что простые и понятные правила игры в местах хозяйственного запустения будут «усложняться» по мере того, как созданный здесь бизнес нальется соками? Меня разубеждает Владимир Ковалевский.
Если раньше земля под объектами за одну базовую передавалась во временное пользование, то с этого года государство вместе со зданиями продает право аренды на землю. «Конечно, это право обходится не за копейки, ведь земля оценивается по кадастровой стоимости, — разъясняет Ковалевский. — Но зато инвестор получает гарантию на 49 лет, что никто не «экспроприирует» созданный им бизнес».
Что ж, почва в этом случае под ногами инвесторов достаточно крепкая.
Автор публикации: Виталий ВОЛЯНЮК
|