Анна Ахматова назвала ее «высочайшим примером доброты, благородства, человечности для всех нас». Сегодня – день рождения писательницы, рассказавшей нам о судилище над Иосифом Бродским.
3 марта 1915 года в Орше, в семье учителя, родилась Фрида Вигдорова, педагог, писательница, журналистка. Окончила педагогический техникум в Москве и семнадцати лет уехала учительствовать в Магнитогорск. Вернулась в Москву вместе с Александром Кулаковским, учителем и филологом, который стал ее мужем.
В 1937 году оба они окончили литературный факультет пединститута им. Ленина. В том же году у них родилась дочь Галя. Перед самой войной молодая семья распалась. Александр Кулаковский погиб на фронте в 1942 году. А Фрида по окончании института продолжала преподавать. Параллельно стала заниматься журналисткой. Ее очерки печатались в «Литературной газете», «Правде», «Комсомольской правде».
Хрупкая, небольшого роста, она казалась подростком. Корней Чуковский впервые увидел ее в редакции газеты «Правда» и поинтересовался: в каком она классе? И был ошеломлен, узнав, что перед ним – учительница. В 1950-1960 годах книги Вигдоровой вызывали горячий отклик.
Но особенно громко прозвучало имя Фриды после печально известного суда над поэтом Иосифом Бродским. Ее запись того позорного процесса привлекла внимание мировой общественности и, в конечном счете, спасла будущего Нобелевского лауреата. Лидия Чуковская назвала эту работу Вигдоровой вершиной ее спасательной деятельности, тринадцатым подвигом Геракла. Сама Лидия Корнеевна – писатель и публицист незаурядной отваги, сравнивала роль Вигдоровой в этом процессе с ролью Владимира Короленко в нашумевшем в конце XIX века «мултанском деле». Чуковская считала, что суд над Бродским войдет не только в его биографию и не только в доблестную биографию самой Вигдоровой, но и в историю общественной жизни страны.
И это исполнилось в точности. Огромное нервное напряжение и на процессе, и после него – полгода непрерывных ходатайств, писем, звонков, поездок, полное бессилие перед торжествующим произволом, непрерывный стресс – все это подорвало здоровье Ф.А. Вигдоровой. Через год с небольшим после чудовищного судилища она скончалась – в 1965 году, всего в пятьдесят лет.
Лидия Чуковская после кончины друга написала книгу о ней и об этом ее последнем сражении и закончила рукопись «Памяти Фриды» в 1967 году. А опубликовать ее удалось лишь спустя тридцать лет – в первом номере журнала «Звезда» в 1997 году.
Надписывая дочери Фриды Саше Раскиной свою книгу «Бег времени», изданную в 1966 году, Анна Ахматова назвала Вигдорову «высочайшим примером доброты, благородства, человечности для всех нас».
После процесса над Бродским имя Вигдоровой упорно замалчивалось, книги почти не переиздавались. Лишь в 2002 году, через тридцать с лишним лет, наконец, переиздали ее дилогию – повести «Семейное счастье» и «Любимая улица». В дневнике Фриды крупными буквами написано: «Учитель – это самое высокое слово, которое может сказать человек человеку». Учителем был отец Фриды. Учителем стала ее старшая дочь Галя. Дочь Гали, внучка Фриды, тоже окончила педагогический институт и работала в школе. Четыре поколения учителей!
В памяти близких, друзей, знакомых Фрида Вигдорова осталась очень веселым человеком с живыми, сияющими глазами и обаятельной улыбкой. Она любила шутки, пародии, семейные праздники с шарадами и спектаклями. Любила танцы и лыжные прогулки. Любила друзей и дарила их друг другу. И была неравнодушна к судьбе любого человека.
Остается надеяться, что новое поколение читателей откроет для себя книги Фриды Вигдоровой - этой, по определению Корнея Чуковского, «самой лучшей женщины».
|