7.50 Орша
В субботу утром проснулся в Орше. Магазин на улице Мира начинал работать только в восемь, поэтому за «беленьким» (читай: за молоком!) я отправился к вокзалу. Благо, магазин «Чыгуначнік» уже работает, а магазин «Экспресс» - круглосуточный.
В «Чыгуначніку» стояли три одиноких молочных тетрапака по 1200 рублей (13,80 российских рублей), остальное молоко было в мягких пакетах. Пакеты я брать не хотел: они могли разлиться в рюкзаке. Сметаны не было совсем, а творог был только дорогой. Забрав три молока по 1200, я зашел в «Экспресс». Туда молоко еще не завезли. Что ж, от вокзала в город идет улица Молокова - там, подумал я, точно уж затарюсь.
Черта с два! В первом магазине было только дорогое молоко по 1790, что не укладывалось в мой бизнес-план, во втором я взял три пачки сметаны, в третьем - две пачки масла, три брикетика творога, кусок сыра. Остальное молоко пришлось-таки брать в пакетах по 960 рублей…
Опрос продавщиц показал, что никто массово молоко не скупает, «максимум по 5 - 6 литров». «Ну, может, надо людям!» - объяснила кассир.
За 4840 (56 российских рублей) я взял льготный билет на электричку до Смоленска. Желтый пакет, на котором было написано «50 кг», не выдержал приземления на лавку в электричке: лопнул как мыльный пузырь. Но в этом был свой плюс, потому что началось…
8.55 Обсуждение в электричке
- Смотри, сметану везет! - выпалила бабка одновременно с тем, как моя сметана и творожок вывалились на лавку. Я принялся запихивать все в другой пакет, но повод был дан - люди стали шептаться. Оказалось, молоко везу только я. Остальные везли мясо. Опытные челноки не могли понять, в чем подвох: то ли хлопчик лопух, то ли они что-то пропустили…
В электричке стоял жуткий холод. Я пошел в тамбур общаться с милиционерами Александром и Андреем.
- Молоко никто не возит! - сразу уверил меня Александр. - Было время, когда возили. Но сейчас, наверное, невыгодно.
- Возят мясо целыми тележками, - дополняет Андрей. - А из России тянут водку, чай, сигареты.
- А вы проверяете?
- А чего проверять, ведь на вывоз ограничений никаких нет! Обратно будем шмонать, чтобы «Максимку» не везли, а то снова люди потравятся…
В поселке Красном (Смоленская область) - пересадка. Я обрадовался, ведь в российской электричке стояли стеклопакеты и вовсю работали обогреватели – в вагоне было действительно тепло. Я обнял свой пакет с молочными продуктами и задремал. Проснулся я, когда за окном уже показался…
12.30 Вокзал в Смоленске
Бабушки с тележками выскакивали из электрички, как десантники из самолета. Сонный, я еле поспевал за ними. Марш-бросок через пешеходный мост - и мы оказываемся на площадке перед трехсотлетней церковью - это и есть место торговли. Местные жители точно знают, когда приходят электрички из Орши и Витебска, и нетерпеливо ждут, когда наши бабушки распакуют свои ящики из-под бананов.
Тележки становятся в ряд, прямо на коробки выкладывается мясо.
Я как бедный родственник неуверенно становлюсь с краю и кладу на пакет пачку молока.
- Творог есть? - подскакивает ко мне женщина средних лет.
Творог-то есть, но я еще не знаю, почем его продавать!..
- Позвоните жене, спросите, что почем! - шепчу я на ухо фотографу смоленской «Комсомолки» Михаилу Николаенкову, а сам начинаю тянуть время:
- Подождите, женщины, я только приехал, еще не посчитал, что сколько стоит!
- Давай считай скорей! Почем твой творог? - набрасывается на меня другая покупательница.
Делать нечего. Я делю 900 белорусских рублей, за которые брал в Орше пачку творога на 85 (это курс российского рубля). Получается 10,6. Наугад говорю:
- Творог по 13 рублей.
- Беру! Сколько есть? Три? Беру все три!
Женщина вырывает у меня из рук творог, сует 40 рублей и уходит, потому что сдачи у меня пока нет.
Вокруг меня начинает твориться что-то невообразимое. Одна бабка требует сыр, другая сметану, остальные возмущаются, что творога так мало взял.
- Так это… Спрос изучаю! - пытаюсь оправдываться я.
- В следующий раз бери побольше, все заберем! - советует смолянка и начинает создавать мне рекламу. - Это отличный творог и отличная сметана!
- Молоко в магазине в среднем по 18 рублей! - шепчет мне на ухо смоленский фотокор, и я начинаю продвижение молока:
- Берите белорусское молочко из Орши! Свеженькое - только привез! Отличное качество, очень вкусное.
- В какую цену? – налетает народ.
-- Твердая пачка по 20, мягкая по 18! - не моргнув глазом, отвечаю я. Это нормально - мой навар (по сравнению с белорусской ценой) соответственно будет 6 и 9 российских рублей.
- У-у-у, как дорого! - тянет бабушка. - В магазине дешевле.
- Ну и иди в магазин! - отвечает ей другая. - А мне, парень, дай пакетик!
Одна бабушка выторговала у меня мой единственный кусок сыра. Я хотел за него 70 рублей, она давала 60. Пришлось уступить, ведь сыром интересовались неохотно. Только потом я понял, что продешевил - отдал на доллар дешевле, чем в смоленском магазине!..
Тут началась борьба за сметану. У меня было только три пакета
- Вот тебе 50 рублей, я пошла - вручила мне тетя деньги за 2 пачки сметаны.
- Эй, это я хотела взять две! - закричала другая.
Ходовой товар закончился. Масло брать не хотели - мол, дорого. И это притом что продать его я хотел по 25 рублей за пачку, наварив всего по 400 белорусских рублей (4,5 российских рубля) на каждой.
Народ начинал расходиться, я решил устроить акцию.
- Распродажа масла из Беларуси! - вещал я. - Пачка за 25 рублей, две пачки за 45!..
Масло ушло с наваром в 200 (около двух российских рублей) рублей за кусок. Немного, но не везти же обратно…
За 15 минут я распродал весь пакет. Народу стало совсем мало, и я пошел в…
13.00 Смоленский магазин
В привокзальном магазине «Веселый молочник» на прилавках - сплошь знакомые брестские продукты. По соседству - кефир и молоко из Шклова. Кстати, самые дешевые из всего ассортимента. Хотя 16,8 российских рубля за пакет - это 1430 белорусских рублей. В Белоруссии такое же стоит 900 рублей…
- Ваше масло берут неохотно, хоть оно и стоит на 5 рублей дешевле, - Оно с добавками! А с первого ноября подняли все цены на ваши продукты. Да так, что они будут стоить столько же, сколько наши, и даже дороже!.. Но вы привозите, если оптовая партия будет, оформим договор получения прямо на месте…
Возвращаясь на вокзал, встречаю бабушку с тележкой. Оказывается, она из Орши, привозила продавать мясо. Следующие 15 минут она проводит мне отличные…
17.05 Уроки от челноков
Перед этим я купил в кассе обратный билет примерно за 5 долларов.
- Неужели выгодно возить даже с такими ценами на билеты?.. - интересуюсь я.
Услышав сумму, которую я отдал российским железным дорогам, бабка заголосила:
- Ну, дурань! Ну, дурань! Маня, ты чуеш, які дурань?! 117 рублёў за білет аддаў! Нахалеру было ехаць, каб такія білеты купляць!..
И бабушка принялась меня учить:
- Ты едь с нами, челноками. Мы всегда в первом или втором вагоне. Подходишь и техонько спрашиваешь: "Кто тут собирает”. Мы скидываемся по 30 рублей проводнице и белета не надо.
Есть и другой вариант - покупать проездной. Стоит он 20 тысяч белорусских (233 российских) плюс 400 российских рублей. Всего около 55 тысяч (633 российских рубля).
Баба Таня возит мясо. В основном копыта - россияне охотно берут на холодец. В Орше она покупает килограмм по 360 белорусских (4,5 русских) рублей, в Смоленске продает по 20 российских. Навар – почти в пять раз! За раз баба Таня везет 20 - 30 килограммов. Максимальный заработок - 15 долларов. Минус три с половиной доллара за билеты. Ездит она в среднем три раза в неделю. Получается, что месячный заработок - около 130 долларов.
Мы садимся в теплую российскую электричку, в Красном пересаживаемся в холодную белорусскую. И тут начинается…
19.00 Шмон в электричке
Еще до пересадки бо-о-ольшая бабушка ловко запихивает под кофту 5 блоков сигарет. Знакомые милиционеры Андрей и Александр улыбаются мне:
- Ну как поездочка?..
Проверяют все сумки, пакеты, коробки.
- Сыночки, я ж 35 лет на железной дороге отработала, нету у меня водки, что ж вы меня так обыскиваете! - голосит бабка по соседству.
- Ты мне весь виноград подавил! - кричит женщина в вязаной шапке. - На, забирай теперь эту кашу!
Милиционер не обращает внимания - у него работа. А от винограда действительно осталось жалкое зрелище…
- Ищем спирт, некачественную водку, спиртсодержащий омыватель… - говорят мне милиционеры. - А молоко и молочные продукты никто не возит. Ни мы им, ни они нам…
Считалка КП
Я купил в Орше:
3 литра молока по 1050 рублей;
4 литра молока по 1200 рублей;
3 пакета сметаны по 2270 рублей;
400 граммов сыра за 4430 рублей;
2 пачки масла по 1710 рублей;
3 брикета творога по 900 рублей.
Итого на 25310 белорусских рублей = 292 руб. 60 коп.
Я продал в Смоленске:
3 литра молока по 18 рублей;
4 литра молока по 20 рублей;
3 пакета сметаны по 25 рублей;
400 граммов сыра за 60 рублей;
2 пачки масла за 45 рублей;
3 брикета творога за 40 рублей.
Итого 354 российских рубля (30090 белорусских).
Прибыль - 4780 белорусских рубля = 62 руб.
Билеты в обе стороны обошлись в 14785 рублей.
Результат - убыток 10 тысяч рублей.
ЕСТЬ ВОПРОС
Можно ли заработать на молоке?
Очень сложно. Даже если бы я взял 30 пачек сметаны, 30 пачек творога, 10 литров молока и 5 кусков сыра, я бы заработал 18765 рублей. Но нужно отнять 4840 за один билет и 2550 (по совету бабы Тани) за второй. Чистая прибыль с тележки молочных продуктов вышла бы 11375 (131,5 российский рубль) рублей. Неужели за такие деньги люди готовы возить молоко?
Глеб ЛОБОДЕНКО
Фото: Михаил НИКОЛАЕНКОВ
|