Антон ПУТИЛО — один из самых талантливых игроков поколения next. Уже сегодня многие склонны видеть его в роли преемника главной белорусской звезды XXI века — Александра Глеба. Двадцатилетний динамовец владеет отменным дриблингом, хорошо поставленным ударом и по-настоящему спортивным характером, который, увы, нередко играет с его обладателем плохую шутку, из-за чего Антону приходится наблюдать за матчами родного клуба со стороны.
Впрочем, будущее Антона в футболе зависит, по большому счету, только от него самого. Сумеет ли он оправдать возлагаемые на него надежды, или так и останется в когорте тех перспективных игроков, о существовании которых болельщики забывали уже через несколько лет — таких примеров в истории нашего футбола предостаточно.
Как стало известно "ПБ”, на днях в расположение столичного "Динамо” наведался Владимир Пильгуй — спортивный директор раменского "Сатурна”. Переговоры о взятии в аренду белорусского полузащитника успехом не увенчались: следует полагать, у минчан на Путило другие планы.
— Не жалеешь, что не пришлось уехать в "Сатурн”?
— Если честно, об этом варианте я ничего толком и не слышал. Вести переговоры — дело клуба. Вообще-то у меня контракт с "Динамо” до 2010 года.
— Льстит, когда Антона Путило по степени одаренности сравнивают с Александром Глебом?
— Конечно, хотелось бы играть так, как Саша, но, думаю, до него мне еще расти и расти. Футболистов подобного уровня у нас очень мало, и я не уверен, что они появятся в ближайшие сто лет.
— В детстве у тебя был мастер, на которого хотелось бы походить?
— Мне нравятся игроки, умеющие создавать голевые моменты исключительно за счет собственного мастерства. Марадона здесь всегда стоял особняком. Сейчас привлекает игра Роналдиньо и Глеба. Люблю наблюдать за их действиями на поле. Всегда можно что-то перенять.
Саша, например, очень здорово двигается с мячом. Как только его получает, делает резкий уход в сторону, тем самым оставляя соперника не у дел. Разрезающие передачи у него тоже отменные, видение поля… Но это вещи, которые, как мне кажется, даются свыше.
— Тебя в детстве считали вундеркиндом?
— Благодаря отцу я начал возиться с мячом лет с четырех, наверное. И когда пришел черед записываться в футбольную школу, выглядел предпочтительнее других. Ну и потом все время старался как-то приумножить свои умения…
— Принято считать, что хорошие футболисты рождаются, если можно так выразиться, в простых семьях…
— Моя мама медсестра, отец — директор оршанской ТЭЦ. Семья не профессорская, но жили мы в достатке. Папа все время брал с собой на матчи любительских команд, и я, наблюдая, как играют взрослые, сам пытался им подражать. Вообще, моя техника родилась в залах. Стандартных полей не хватало, и мы много тренировались в помещениях, где особо-то не развернешься, потому мячом приходилось дорожить. Я затем перенес футзальную технику на большую поляну.
— Как показывает практика, незаурядная техника грозит ее обладателю попаданием в топ-клуб европейского уровня. Примеры Глеба и Кутузова это правило подтверждают.
— Ну, дриблинг — это еще не все… У Саши и Виталия есть много других полезных качеств…
— Самое главное для футболиста — это что?
— Игровое мышление. Надо уметь очень быстро оценить обстановку и принять единственно верное решение. В той же Англии не дают времени на размышления.
— А мне кажется, самое главное в футболе, как и в любом другом виде спорта, — это голова. Потому что из-за ее отсутствия мир не узнает о существовании сотен и тысяч игроков, в детстве выглядевших ничем не хуже Роналдиньо и Глеба.
— Да, с этим не поспоришь…
— У тебя-то она есть?
— Думаю, да.
— Что говорили по этому поводу твои тренеры?
— Ну, я на них как-то никогда не зацикливался…
— Приятно же им сейчас прочитать эту фразу…
— Нет, я их слушаю, но делаю так, чтобы мне было лучше. Потому что в "Динамо” были такие тренеры, что… Не, пожалуй, не буду дальше продолжать…
— Хорошо, а Хацкевич для тебя авторитетный тренер?
— Безусловно. Он много чего видел, выступал за серьезный клуб и хочет передать нам свой опыт игрока, наладить тренировочный процесс так, как он должен проходить в современном футболе. Много мне подсказывает, особенно когда иду в лишнюю обводку. Тут же показывает кулак, мол, больше так никогда не делай. Пожалуй, следует добавить, что Александр Николаевич неплохой психолог и умеет настроить команду, когда нужно. Думаю, у него хорошие тренерские задатки.
Мы стараемся выложиться в каждой игре, чтобы поддержать тренеров, но не всегда получается. Молодежи свойственна нестабильность — в одной встрече сыграем здорово, а следующие две провалим. Даже не знаю, от чего это зависит. Наверное, рецепт прост: необходимо поднабраться опыта.
Кроме того, если анализировать все факторы нашего неудачного выступления в этом сезоне, то следует остановиться на предсезонной подготовке. Она была провалена, и потому год пошел кувырком…
А вообще, у нас очень перспективная команда. Опытных игроков немного, а основная масса — молодежь. Давно друг друга знаем, и потому коллектив хороший, дружный.
Неформальный лидер в нем Гена Тумилович — вратарь от бога и неординарный человек, о котором надо писать книги.
— Положим, в этом сезоне другие в героях ходят…
— Считаю, успех БАТЭ закономерен. Борисовчане, как никто, умеют выстраивать стратегию. Скажем, занял Криушенко в дебютном сезоне пятое место, но Капский не делает из этого трагедии. Он верит тренеру, дает ему работать на перспективу, и результат не заставляет себя ждать.
— Это ты сейчас хороший пас отдал, точно по адресу…
— Ну а что? Мое мнение таково: нашего тренера убирать нельзя. Хацкевичу нужно дать шанс, и я не сомневаюсь, что в следующем сезоне "Динамо” сможет решать самые высокие задачи.
— Кто бы сомневался… Вопрос в том, где к тому времени будешь ты… Манят, небось, легионерские хлеба?
— На этот счет есть несколько точек зрения. Самая распространенная гласит, что молодому игроку надо окрепнуть в национальном чемпионате и уже потом отправляться за рубеж. Так вот я с этим не согласен.
Что, Глеб уезжал в Германию сложившимся футболистом? Да никто здесь толком даже не знал, что это за игрок такой. А он вернулся потом и всем все доказал. Я тоже мечтал бы повторить его путь…
— Сам бы куда хотел уехать?
— В Испанию. Местный чемпионат мне очень нравится, он не такой атлетичный, как в Англии, и команды там проповедуют, как правило, техничный футбол. То, что нужно.
— Губа у тебя, Антон, не дура. Но, скорее всего, дилемма окажется нехитрой: либо большие деньги и сразу в России, либо небольшие в Европе, где тебе придется себя зарекомендовывать.
— Если бы выбор зависел исключительно от меня, я, не задумываясь, остановился бы на втором варианте. В моем возрасте надо правильно расставить акценты и понять, зачем ты играешь в футбол. Чтобы чего-то в нем добиться, или это просто такой способ зарабатывания денег.
— Путило и национальная сборная... Что на эту тему скажешь?
— Думаю, с приходом на пост главного тренера Штанге молодые футболисты получили хороший шанс попасть в главную команду страны. Немецкий тренер не скрывает, что собирается делать на них ставку. Но, если честно, не понимаю, почему в одно мгновение сборной не стал нужен ряд опытных игроков. Уверен, Штанюк, Кульчий, да тот же Гуренко в состоянии сослужить команде хорошую службу. Когда одни молодые играют, это тоже не очень здорово. Тем более если практически все они из белорусского чемпионата, значительно уступающего по уровню российскому.
— Как относишься к тому, что сборную возглавил иностранный специалист?
— Только положительно. Это новые идеи, новая струя. Новые мозги, которые не поддаются всяким местным соблазнам…
— Ты что имеешь в виду?
— Ничего не хочу сказать, но ведь слухи о том, что Вячеслав Глеб привлекается в сборную неспроста, ходили всегда.
— О Штанге тоже сейчас говорят, что он зовет в сборную тех молодых игроков, которых собирается продать за рубеж…
— Да ну, немцы такой ерундой заниматься не будут. Да и кто говорит-то? Те, кто всю жизнь одной только болтовней и занимается… Штанге настроен решать со сборной серьезные задачи и не станет отвлекаться на всякие сомнительные комбинации. Во всяком случае, у меня на сей счет нет ни малейшего сомнения.
— Говорят, он о тебе хорошего мнения…
— Я заметил, что немецкий тренер любит мотивировать игроков добрыми словами. Он ведь о многих молодых футболистах лестно отзывается. Я с ним и общался-то один раз. После матча с "Неманом” поговорили минут пять.
— О чем?
— О футболе.
— Я почему-то подумал, что он дал тебе специальное задание и снабдил его фразой типа "Давай, парень, старайся, сборная ждет тебя…”
— Не, такого не было. Да и рановато мне в сборную. Молодой еще.
— За Люксембург огорчился сильно?
— А то… Но я не склонен вешать на Штанге всех собак. Он получил карт-бланш от федерации и волен экспериментировать так, как считает нужным. Многие почему-то хотят, чтобы результаты пришли уже на следующий день, но в жизни так не бывает…
— Все надеются, что он заразит наших игроков менталитетом немецких футболистов, которые в любом матче бьются с первой и до последней минуты. Кстати, а почему наши так не могут?
— Да черт его знает… Я вот тоже часто думаю об этом… Самодисциплины нам не хватает.
Хотя, с другой стороны, разговоры про менталитет — славянский и западный, как мне кажется, скорее дань распространенным стереотипам. Вон россияне взяли голландского тренера, и команда начала играть в хороший футбол с теми же самыми парнями, которые были раньше. Очень многое зависит от тренера: футболисты ведь, как ни крути, управляемые люди, и грамотный специалист может достичь неплохих результатов даже с той командой, которая раньше ничем не выделялась среди себе подобных.
А у нас исповедуется во многом примитивный подход к игре сборной, когда после неудачного матча начинают искать виноватого. Как правило, в этой роли, особенно раньше, оказывался Глеб. Мол, он обязан играть лучше всех. Так, как в "Арсенале”. Но посмотрите, какие партнеры у него в Лондоне и какие в Минске. Да и вообще, в нашей сборной один Глеб, а у противника их оказывается сразу одиннадцать.
— И что делать?
— Растить новых Глебов. Это непросто, однако, мне кажется, в том и должна состоять стратегическая задача белорусского футбола. Может, повторюсь, но молодых талантливых игроков надо отправлять в хорошие западные клубы, чтобы они формировались именно там. Алекс Фергюсон говорил, что футболист будет прогрессировать только в том случае, если его окружают классные партнеры.
— Проблема ведь и в том, что надо вырастить этого маленького Глеба здесь. В стране, ежегодно теряющей катастрофически много перспективных и даже очень талантливых молодых ребят по одной лишь банальной причине — собственной безголовости последних…
— Ну да, это есть… Здесь уже срабатывает менталитет, в общем-то характерный для большинства наших людей. Даже если человек понимает, что может жить лучше, он все равно ничего не будет для этого делать. Лучше пива попить да телевизор посмотреть. Думаю, это не только футбола касается… Люди довольствуются малым. Они просто плывут по течению. На мой взгляд, здесь очень важна роль окружающих. Особенно для молодого человека. Вокруг море соблазнов, которые запросто могут сбить с верного пути. Мне же в этом плане повезло — родители заложили правильное отношение к жизни.
— В "Динамо” сейчас кто-нибудь пропадает подобным образом?
— Это не мне судить, а тренеру. Его вопросы…
— А как же дружный коллектив, о котором ты мне рассказывал, где все вместе росли не один год?
— Мы стараемся подсказывать что-то друг другу не только на футбольном поле. Но и в жизни в основном, как мне кажется, на правильный путь должен наставлять тренер… Нет, конечно, если что-то не так, надо подойти к человеку и поговорить с ним об этом…
— А ты подходишь?
— Хм...
— Это, кстати, проблема и национальной сборной, где, если не касаться дел футбольных, по существу никому ни до кого нет дела…
— Согласен. Тоже черта нашего менталитета: когда человеку хорошо, мы все рядом крутимся, а когда у него проблемы, то разбирайся-ка, дружок, с ними сам…
— Это можно как-то исправить?
— Трудные вопросы задаешь… По идее да, но для этого надо что-то в себе поменять, может, иначе посмотреть на мир. Только вот по команде такие вещи не делаются, это точно. Наверное, подобные вопросы каждый решает для себя сам. Иногда хорошо даже то, что человек просто начинает над ними задумываться.
— И часто ты задумываешься?
— Да не сказал бы… Вообще, я стараюсь постоянно совершенствоваться, становиться настоящим профессионалом…
— "Любимая” привычка наших футболистов — это их недюжинная любовь к спиртным напиткам…
— Я такой же, как и все люди. Если собираемся командой, то из компании выделяться не буду. Люблю вино. Белое полусладкое. Впрочем, в его употреблении руководствуюсь принципом: много хорошо — тоже нехорошо.
Что еще? Не курю — такой привычки в нашей семье отродясь не водилось. Есть стараюсь все — молодой организм требует…
— А вот наставник небезызвестного тебе лондонского "Арсенала” Арсен Венгер не рекомендует своим подопечным питаться после семи часов вечера…
— Не, до такого я еще не дорос. "Арсенал” — это уровень, там мелочей не бывает. Возможно, это вообще чисто возрастное, и когда-нибудь я пойму, что питаться надо правильно. Вон Гуренко говорил, что после Италии вообще жареного не ест. Наверное, он не просто так к подобному выводу пришел.
— Дискотеки любишь?
— Да, после матча можем динамовской компанией сходить. Даже до утра, почему бы нет, если впереди выходной? Это ж как релаксация, сбрасываешь напряжение...
— А еще в компании проще с девушками знакомиться…
— Да я и сам могу. Только смысла нет — у меня уже есть любимая девушка. Мы четыре года вместе.
— Это срок…
— Конечно. Юля очень близкий мне человек по духу, и в трудные моменты могу на нее положиться. Как это было, например, в прошлом сезоне, когда межпозвонковая грыжа дала осложнение на пах и пришлось довольно долго восстанавливаться.
— Не боишься, что, когда станешь знаменитым, тут же попадешь в прицел огромного количества девушек…
— К тому времени я женюсь на Юле и не буду обращать внимания на других. Зачем мне нужен кто-то еще, если я уже нашел девушку своей мечты?
— Молоток… Осталось только выяснить направление твоих мыслей, что хочешь делать дальше: поднимать родное "Динамо”, осваивать бюджет какого-нибудь российского клуба или стараться зарекомендовать себя, скажем, в той же Испании? Это мне для заголовка надо уточнить. Чтобы болельщик сразу мог определиться с предметом устремлений Антона Путило.
— Ну как я могу что-то советовать журналисту? Придумывать названия — это уже ваша работа…
Я и придумал, недолго, впрочем, ломая голову. Строчка из стихотворения Михаила Светлова легла на лист сама собой, показавшись не такой уж и трафаретной в извечном стремлении репортеров обыграть рифмы известных произведений…
|