Состав следовал с территории ОАО «Экомол» на станцию Рюмино в Оршанском районе. Сгущались сумерки. Обрыв полотна машинист поезда заметил метров за 15. Экстренно затормозил. Но сила инерции толкнула 13–вагонный состав вперед. Тепловоз, а за ним и два, к счастью, порожних вагона сошли с рельсов. Куда могли подеваться 12 метров железнодорожного полотна? Ответ отыскался скоро. Распиленные на четыре части 3–метровые куски лежали возле насыпи. Тут же валялись газорезательный аппарат и кувалда. По всей вероятности, воров спугнул сигнал тепловоза. Это–то обстоятельство и помешало им довести преступный замысел до конца. Но кому и, главное, зачем понадобился криминальный демонтаж? Над разгадкой бьются сотрудники Оршанского РОВД. Они считают, что воров было как минимум трое...
— Поднять тяжеленный рельс даже вдвоем и дотащить до машины, находившейся на проселочной дороге в 50 метрах от путей, трудновато, — поделился некоторыми деталями розыска заместитель начальника — начальник предварительного расследования Оршанского РОВД Александр Хрипач. — Если допустить, что злоумышленники — «гастролеры», очевидно, среди них был сообщник из местных. Подъездные пути, где орудовали преступники, удалены от основного железнодорожного полотна. Действовали воры не вслепую: кто–то наверняка знал, что по ветке поезда ходят нечасто...
Конечный пункт транспортировки искореженных рельсов, считает Александр Хрипач, должен был находиться где–то в России. Этот маршрут, проложенный нелегальными сбытчиками, очень популярен. И, судя по милицейским сводкам, металлический бум не утих... Люди в прямом смысле слова гибнут за металл — как за цветной, так и за черный. В одной из украинских газет недавно описывался жуткий случай: молодой водитель КамАЗа был убит фактически за груду железа. Убийцу нашли через пункт приема чермета, куда он целиком сдал грузовик.
Впрочем, железнодорожному имуществу находится и другое применение. Иногда следы похищенного милиция обнаруживает на частных подворьях. Рельсы приспосабливают под опоры в перекрытиях или как основания для парника.
— Однако нынешний случай беспрецедентен, — считает пресс–секретарь УВД на транспорте МВД Александр Пальчинский. — До сих пор похищали демонтированные рельсы. «Живое» полотно разбирали впервые.
Закономерен вопрос о безопасности движения составов по «тихим» веткам. Как они охраняются? Тут есть нюансы. «Основное железнодорожное полотно оборудовано электрическими цепями, реагирующими на малейшее повреждение путей, — ввел в курс дела заместитель главного ревизора по безопасности движения Могилевского отделения Белорусской железной дороги (на балансе этого отделения находятся подъездные пути «Экомола») Петр Мороз. — Тревожный сигнал получает дежурная по станции и тут же передает машинисту». Электрическая охрана — проект не из дешевых. Поэтому на участках с неинтенсивным движением ее не устанавливают. Целостность рельсов здесь проверяют обходчики. Другими словами, контроль со стороны железнодорожников, конечно, есть, но периодический, а не постоянный.
Между тем ОАО «Экомол» подсчитывает убытки.
— Честно говоря, к такому повороту событий мы не были готовы: когда мне рассказали — не поверил, что такое может быть, — озабочен происшедшим и.о. главного инженера предприятия Алексей Зиновик. — Теперь, разумеется, подумаем, как собственными силами обеспечить безопасность составов, доставляющих нам сырье.
Поврежденные пути благодаря ремонтникам и спасателям восстановлены оперативно. Предприятие работает в нормальном режиме, без перебоев. Общая сумма причиненного ущерба пока устанавливается. Ясно, что это будет цифра со многими нулями. Впрочем, сыщики не сомневаются: все потери компенсируют виновные. Их ищут...
Фото предоставлено Оршанским РОВД.