Эту каменную головоломку на берегу Днепра обнаружили случайно. Годами люди ходили к роднику в урочище Купа и не замечали валунов под ногами.
Буквально в паре метров археологи раскопали неолитическую стоянку, но так и не заглянули в заросли крапивы. Лишь только когда в 1994 году от костра в округе выгорела трава, валуны показали миру свои шершавые бока. Оршанские краеведы окрестили это место языческим капищем. Слух о странных валунах поднялся и… заглох. Опять бурьян и забвение?
Пару лет назад загадочные валуны в Купе заприметили молодые исследователи из инициативной группы уфологического комитета. Они-то и предположили, что у подножия Днепра лежит не просто древнее капище, а самая настоящая каменная обсерватория наподобие известного английского Стоунхенджа. Я присоединился к ним в очередной экспедиции.
После часа борьбы с сорняками проступает силуэт нашего Стоунхенджа. В центре высится валун около двух метров в диаметре. Вокруг него из земли выглядывают камни поменьше, которые образуют окружность, будто лепестки. Чуть дальше угадывается второй каменный пояс, а в радиусе десяти метров – еще два больших валуна.
Один на юго-востоке — с трещиной, другой на северо-востоке – с искусственным углублением, в котором собирается вода. Это, скорее всего, так называемые камни-жертвенники. Всего же здесь более 40 камней. Для чего служила вся эта конструкция?
— Мы считаем, что предки пользовались камнями для определения дня летнего солнцестояния, — говорит Илья Бутов, руководитель уфологического комитета. – Один из камней-жертвенников расположен в азимуте примерно 40 градусов. В наших широтах восход солнца в самый длинный день года наблюдается в азимуте 43 градуса. Небольшое смещение объясняется чисто природным фактором: за столетия камни могли немного сместиться по склону. Второй ориентир – жертвенник с трещиной, расположенный с другой стороны от центра. Линия, проведенная через просвет из внешнего кольца до валуна с трещиной, условно могла указывать восход солнца в день зимнего солнцестояния. Есть расчеты в пользу того, что камни ориентированы и на Луну, но это еще предстоит проверить.
Старейшим астрономическим прибором у людей был гномон – воткнутый в землю прямой шест, по которому определялся полдень, а также самая длинная и самая короткая тень в году. Позже на смену «дубцу» пришли камни. Они позволяли следить не только за Солнцем, но и за Луной. Уже в III тысячелетии до нашей эры был известен лунный календарь, при котором год длится 354 дня, а синодический месяц состоит из 29,5 средних солнечных суток. Говорят ли камни в Купе о том, что наши предки обладали такими научными знаниями, использовали их в земледелии? Ответить на этот вопрос помогут археологические раскопки и датировка каменной обсерватории. Рядом неолитическая стоянка III тысячелетия до нашей эры. Логично предположить, что такой же возраст и у каменной фигуры. В таком случае нашему Стоунхенджу более пяти тысяч лет и он даже старше самой известной в мире английской каменной обсерватории. Но валуны могли возникнуть здесь и в более поздний период.
— Версия астрономической обсерватории кажется мне поспешной, — считает Александр Шинкевич, автор книг по истории Оршанщины, который впервые описал в литературе камни урочища Купа. — Уж больно мелкий комплекс, камни лежат совсем близко один к одному, да и наблюдать за горизонтом лучше с ровного места, а здесь крутой склон. Пока ясно одно: на левом берегу Днепра — останки дохристианского капища. Тут стояли идолы, которым поклонялись язычники…
Я подумал, что в местном фольклоре должны сохраниться какие-нибудь легенды о валунах, и отправился в деревню Лариновка, что неподалеку. Как ни странно, почти никто из старожилов ничего толком о загадочном месте не знает.
— Ну, лежат камни. Что тут особенного? – удивляется моему любопытству местный житель Михаил Иванович. – Берег как берег: в детстве на Купалье мы жгли там костры…
А может, от древнего праздника и пошло название урочища? Знания о наступлении самого длинного дня нужны были людям для ведения сельского хозяйства, вычисления благоприятных периодов для посева и уборки урожая. До смены календаря на новый стиль Купалье отмечалось именно в ночь на 22 июня. Неспроста есть обычай прыгать через костер. Огонь символизирует солнце, которое после 22 июня уже не поднимется выше и не обожжет. К слову, и другие стародавние праздники славян также связаны с астрономией – днями равноденствий и солнцестояний – Вялiкдзень, Каляды…
Если наши пращуры так интересовались наукой о Вселенной, то должны же были остаться какие-то подтверждения этому помимо семантики. Так и есть! В 7-м томе «Белорусской энциклопедии» я нашел описание каменной «вычислительной машины» на берегу озера Яново в Полоцком районе. Здесь лежат 94 больших валуна, занесенных ледником и уложенных людьми в фигуру, напоминающую по форме букву П. При этом если стоять в ее центре, то лишь один раз в год (20-го или 21 июня) можно увидеть, как солнце садится за горкой Волотовкой, на которую и ориентирован каменный комплекс. А если на глаз проложить линию от вершинного западного валуна к вершинному восточному, то она совпадет с точкой восхода солнца в день летнего солнцестояния.
Я связался с Владимиром Ларионовым, астрономом из Гомеля, научным консультантом «Белорусской энциклопедии». Именно он исследовал валуны в Яново и предложил название этому месту — «Камянi».
— В апреле 2006 года я был в Купе и думаю, что каменная фигура на берегу Днепра не что иное, как языческое святилище-обсерватория, которая использовалась для определения дней летнего, а возможно, и зимнего солнцестояний, — поведал мне Владимир Семенович. — Пока, правда, в отличие от «Камяней», она официально не признана. И только потому, что там не ступала нога археолога, не было никаких официальных исследований. А жаль. Пропадает, можно сказать, редчайший памятник истории, который объединяет науку, культуру и религию древних времен…
И в самом деле, почему бы не собраться в этом месте археологам, историкам, краеведам, культурологам, не провести субботник, как это ежегодно делают энтузиасты из уфологического комитета, и не придать статус каменному «цветку»? Будь это простое капище или древнейшая обсерватория — место все равно должно выглядеть благоустроенным. Только после этого мы сможем гордиться своими предками и водить сюда экскурсии.
Об оршанском Стоунхендже я рассказал в Институте истории Национальной академии наук Беларуси. Старший научный сотрудник Эдвард Зайковский, который специализируется на изучении древних капищ, заинтересовался и даже согласился этим летом приехать в Оршу, чтобы увидеть все своими глазами. Однако мне пояснили, что для проведения масштабных раскопок надо официальное письмо (желательно из райисполкома) с объяснением исторической важности и культурной значимости объекта. В таком случае прошу уважаемых археологов считать эту публикацию открытым приглашением в Купу.
На снимке: Илья БУТОВ и Виктор ГАЙДУЧИК уточняют координаты валунов.
Николай ГРАДЮШКО
|