К хроническим финансовым проблемам белорусского легпрома, трудностям с сырьем и обновлением оборудования вот-вот может добавиться еще одна: отказ здешним предприятиям в таможенных льготах Евросоюза, которые предоставляются в рамках Генеральной системы преференций.
В госконцерне «Беллегпром» уже просчитывают потенциальный ущерб, ведь Европа сегодня — второй после России «внешний» потребитель его продукции, и вывод Беларуси из ГСП, а это 10-процентное послабление в таможенных пошлинах при экспорте в страны Евросоюза, бесспорно, подставит ножку предприятиям концерна.
Об этом вел сегодня речь на пресс-конференции, созванной по праздничному поводу — Дню работника легкой промышленности — заместитель председателя концерна «Беллегпром» Анатолий Гуров.
Воздержавшись от конкретных цифр потерь, он отметил, что пострадают и Оршанский льнокомбинат, и Барановичский, и Моготекс", и "Элема"…
Текстиль и одежда стоят в ряду основных белорусских товаров, которые идут в Европу на льготных условиях ГТС: текстиль (13% в экспорте в ЕС), одежда (12%).
Из общего объема выпускаемой в Беларуси текстильной продукции около 40% экспортируется на рынок стран Евросоюза. Если переводить эти объемы в деньги, получится до 120 млн. долларов, 100 миллионов из которых дает квотированный экспорт. Согласно действующим нормам, под количественные ограничения попадают 34 категории белорусского текстиля и одежды, в том числе 11 приоритетных, с точки зрения нашего экспорта (рубашки, брюки, шорты, костюмы, белье, изделия изо льна и др.).
Решение об исключении Беларуси из ГСП, напомним, было принято Советом министров ЕС в декабре 2006 года в связи с нарушениями в стране прав независимых профсоюзов. Вердикт ЕС вступит в силу 21 июня, если до обозначенной даты ситуация не изменится.
В случае неприятного для Беларуси варианта основная часть товаров, прежде подпадавших под действие преференций, будет экспортироваться со снижением рентабельности, а экспорт остальных может прекратиться вовсе: поставки просто станут убыточными.
Удастся ли что-то компенсировать за счет диверсификации рынков — большой вопрос.
«Будет очень сложно и трудно, — прогнозирует А.Гуров. — У нас каждый год какие-то проблемы: то НДС, то еще что-то. И из года в год мы их преодолеваем, находим варианты. Будем находить выход и из этой ситуации».
«Вы думаете, вопрос НДС уже проехан?», — обратился он к журналистам. — Мы еще это все проходим. Что с Россией получается по НДС? Наши представительства, которые были в Москве, сейчас перерегистрируются, чтобы быть российскими предприятиями и там платить НДС. Чтобы не искать по всей России, кто чего не заплатил, а потом попадать в ситуацию, когда наказываются предприятия. Мы сейчас идем по пути перерегистрации в резидентов РФ».
Говоря о возможном сокращении поставок в ЕС, А.Гуров припомнил, что, «когда в Евросоюз вступали Прибалтийские государства, мы около полугода только за счет продажи нашей продукции через них эти квоты обошли». «Будем искать варианты и сейчас», — поделился он оптимистичным настроем с присутствующими. «Беллегпром» трудностями не испугаешь. По словам А.Гурова, «мы постоянно в этом находимся. Если где-то что-то не так, предприятия ищут другие рынки. Всегда так было и будет».
Однако бравада не могла заслонить серьезность проблемы. «Преференции нам очень нужны», — признал зампредседателя «Беллегпрома». — Там ведь, в Европе, нет предприятий, как у нас — с 6 тысячами работающих».
Продукция участников концерна сегодня продается в 51 стране. Поставки в так называемое дальнее зарубежье за январь-апрель этого года составил 44 млн. долларов из 182,6 млн. долларов общего экспортного объема, более 60% которого приходится на Россию. Пока. После вступления России в ВТО на этом направлении возникнут не меньшие сложности.
Высказываясь по поводу лишения нашей страны преференций в торговле с ЕС, Александр Лукашенко заявил, что решение еврочиновников проистекает из того, что «Евросоюз не выдержал конкуренции с Беларусью на своих товарных рынках. Чистой конкуренции они не выдержали. Включили административный ресурс». При этом глава государства оценил как незначительные белорусские потери в данной связи: «Я спокойно к этому отношусь. Что мы такое потеряли? То ли 100 млн. долларов, то ли 200 млн. долларов, это мы не заметим. Это не долг России по газу и нефти. Переживем, обойдемся».
Заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко, напомним, заявил на днях, что «если, вопреки здравому смыслу, такое решение Евросоюза все же будет принято, оно не станет для нас неожиданностью». Во-первых, заверил он, наши основные производители, которые могут быть затронуты отменой ГСП, уже разработали механизмы по переориентации своей продукции на другие рынки. Во-вторых, Беларусь будет вынуждена принять встречные меры в отношении продукции из ЕС.
Справка «Белорусских новостей»
Генеральная система преференций — система таможенных льгот, предоставляемых развивающимся странам со стороны развитых государств. Под «развивающимися» в данном случае понимаются 77 стран по классификации ООН, страны бывшего СССР, пока не вступившие в ЕС страны бывшего социалистического лагеря, а также Китай. Торговыми преференциями, то есть снижением на 10% таможенных пошлин, пользуются те государства, которые соблюдают права человека, в частности права независимых профсоюзов.
Наиболее крупные торговые партнеры Беларуси из «старого» Евросоюза — Германия (15% товарооборота вне СНГ), Великобритания (12,7%), Голландия (6,3%), Италия (5,2%). Среди «новичков» ЕС лидируют Польша (9,8% в общем объеме товарооборота Беларуси со странами вне СНГ), Литва (5,2%). Удельный вес стран ЕС в экспорте белорусских товаров — около 50%.
Елена НОВОЖИЛОВА
|