Выездные приемы в Верховном Суде практикуются около пяти лет. К примеру, его Председатель Валентин Сукало уже побывал во всех областных центрах, в Солигорске, Барановичах, Пинске, а вчера встретился с жителями Орши.
— Такая форма работы ценна тем, что люди у себя дома имеют возможность пообщаться с руководителем структуры, которую считают последней инстанцией в разрешении того или иного судебного спора, — говорит Валентин Олегович. — Для этого не нужно ехать в Минск, что позволяет сэкономить время и средства. Если человек пришел со своей болью, его необходимо выслушать. Главное, чтобы не осталось неудовлетворенности, обиды, что на его проблему не обратили внимания.
Вчера рано утром у дверей малого зала Оршанского горисполкома было многолюдно. Несколько десятков человек с нетерпением ждали появления Председателя Верховного Суда. Первой в кабинет вошла Алла Владиславовна, 25–летнего сына которой будут судить за распространение наркотиков. Как обычно бывает в таких случаях (и это по–человечески вполне объяснимо), мать защищала свое чадо: он, дескать, и с плохими компаниями не связан, и на льнокомбинате хорошо работает, и жениться собирается... Однако Алла Владиславовна утверждает, что сына задержали в ходе следственного эксперимента, который проводили местные милиционеры. Причем этот самый эксперимент был аж третьим по счету!
— С одной стороны, я не могу давить на суд Оршанского района и города Орши, — комментирует ситуацию Валентин Сукало. — В любом случае парня будут судить. А вот о смягчении наказания, думаю, можно вести речь. Для возбуждения уголовного дела достаточно было и одного следственного эксперимента.
Очередная посетительница — пенсионерка Вера Мартыновна. Несколько лет назад убили ее сына. Суд приговорил виновного к 6 годам лишения свободы и обязал выплатить матери в качестве возмещения материального вреда 1 миллион 300 тысяч рублей.
— Пока сидел — платил, — подтверждает Вера Мартыновна, — всего тысяч 200 набежало. А теперь, выйдя на свободу, убийца, который живет в соседнем подъезде, угрожает и издевается, что больше ни копейки не отдаст. Ни он, ни жена нигде не работают, только пьют по–черному. Ребенка у них забрали на государственное обеспечение... Я как мать не могу простить. Хочу, чтобы справедливость восторжествовала!
— Если такого папашу лишили родительских прав, то сейчас по закону его обязаны заставить работать, — рассуждает Валентин Олегович. — А если у него появится легальный заработок, значит, и вы, Вера Мартыновна, сможете получить причитающиеся вам деньги. Даже с индексацией. Этот конкретный случай проанализируем.
...После посещения Орши Валентину Олеговичу и его коллегам предстоит разобраться почти с четырьмя десятками жалоб и заявлений. Кому–то в ходе приема объяснили, как поступить в той или иной ситуации, кто–то получит ответ в течение месяца, престарелых, инвалидов и тех, кто находится в затруднительном материальном положении, освободят от уплаты госпошлины. Не исключено, что где–то придется внести коррективы в решение суда низшей инстанции — так, кстати, ранее произошло в Пинске, где рассматривалось достаточно сложное уголовное дело, касавшееся занятия незаконной предпринимательской деятельностью. После аналогичного приема граждан в Верховном Суде внимательно изучили документы, и кассационная инстанция исправила решение районного суда, проявив, таким образом, максимум справедливости и человечности.
Сергей ГОЛЕСНИК