Как дрались в БССР
Граждане Советской Белоруссии умели драться - жестоко, до крови, не останавливаясь ни перед чем. Когда об уличных драках в БССР говорили с высоких союзных трибун, обычно упоминали Оршу. В советское время она носила титул наиболее криминогенного в республике места, где могли убить прямо на улице.
В этом провинциальном городе было три колонии и один кинотеатр, а среди 150 тыс. оршанцев часто встречались недавно освободившиеся зеки. Но, как ни странно, наибольшую опасность представляли не бандиты и не убийцы, отсидевшие срок, а подростки из районных группировок.
Всплеск уличных драк, после которых город получил недобрую славу во всем СССР, пришелся на 1985-96гг. О том, почему подростки шли на бой строем, кого принимали в группировку, можно ли было из нее выйти по собственному желанию, корреспонденту «БелГазеты» рассказал начальник инспекции по делам несовершеннолетних Оршанского ГОВД, свидетель давних происшествий Александр КАЗАКОВ.
- Напряженная обстановка в Орше сложилась после того как там разместили три исправительных учреждения, одно из которых находилось в центре города. С открытием льнокомбината в Оршу начали приезжать жители различных регионов Беларуси и других республик. Многие освободившиеся заключенные оставались в городе и окрестностях. Но особое внимание приходилось уделять подросткам, входившим в группировки хулиганствующей направленности.
В каждом из пятнадцати районов города была своя группировка - «Волки» (район располагался у лесного массива), «Дерибасы», «Льнуха», «Мясуха», «Восточка»... В Орше много несовершеннолетних. На август т.г. зарегистрировано 11.658 молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет (возраст бойцов в советские годы), а с советских времен численность населения практически не изменилась.
В группе могло быть от 20 до 60 подростков. В зависимости от возраста они распределялись по категориям: «нулевка», «младший», «середняк» и «старший». «Старики» - те, кто был старше 18 лет, в драках не участвовали, играя роль координаторов. Возглавлял группу «водила», который пользовался авторитетом. Именно «водилы» назначали место и время драки, но участия в ней не принимали, наблюдали со стороны. Ходили бойцы строем, по три человека в шеренге.
Знаком отличия служили спортивные шапочки, или, как их называли, «бойцовки». У каждого района шапочки были разные - черная с белым пупсиком, заломленная и т.п. За утерю бойцовки могли наказать. После 18 лет парни выходили из группы, передавая бойцовки новичкам. Шапочки носили открыто, милиция не могла задержать парня только за то, что у него на голове был отличительный знак группировки. Впрочем, бойцы никогда не демонстрировали свою принадлежность к формированию: увидев милиционера, каждый старался спрятать шапочку - в куртку, штаны, трусы - и убежать.
- Могла ли в Орше произойти стихийная драка, которую невольно провоцировал парень в бойцовке, замеченный в «чужом» районе?
- О больших драках договаривались «водилы». А нездешний парень не мог без последствий проводить девушку в «чужой» район. Его останавливали, интересовались, откуда он, ходит ли «за район», избивали. Но летальные исходы обычно случались только во время организованных драк - на бой подростки несли подручные средства в виде заборных штакетин или металлических предметов.
На счету каждой группировки были убийства; в среднем раз в два-три года во время драк погибали подростки. Последняя смерть случилась в 1996г., когда сошлись группировки «Курган-Дерибасы» и «Раница». С обеих сторон участвовало до 40 человек. Эта драка была последней в истории Орши.
- Что стало причиной драки?
- Конфликт. За год до этого в драке убили подростка из «Раницы». По неписаным правилам, после смерти во время боя группировки делали перерыв около года, соблюдая своеобразный траур. А потом группировка, потерявшая бойца, должна была совершить во время новой драки убийство. Так и произошло.
- Как удалось прекратить уличные бои?
- С помощью многих организаций. Учителя проводили разъяснительные беседы еще в начальных классах, разговаривали с родителями, рекомендуя не отпускать детей на улицу по вечерам. Газеты постоянно публиковали статьи о вреде боев, используя в качестве информационного повода даже похороны бойца. Милиционеры устанавливали круг лиц, входящих в группировки, работали с «водилами», пытаясь скомпрометировать их перед бойцами, разобщали группировки. На каждую заводили дела; инспекторы по делам несовершеннолетних стремились любыми путями добыть фотографии членов группировки, которые, кстати, любили фотографироваться вместе.
Помогала и общественность: заметив скопление подростков, горожане сообщали о них милиции, а мы принимали меры. Заседало много комиссий по делам несовершеннолетних, куда приглашали и родителей бойцов. Случалось, родители до последнего не догадывались, что их сын принимает участие в боях.
- Совершали ли члены группировок другие правонарушения?
- Крайне редко. У них была хулиганствующая направленность, поэтому грабежами, разбоями и изнасилованиями бойцы не занимались.
- А алкоголь?
- Алкоголь был под запретом. Если какой-то подросток появлялся на сборе (так называли тренировку на спортивных снарядах) в нетрезвом виде, его сурово наказывали, отстраняли от сбора.
- За употребление алкоголя могли выгнать из группировки?
- Нет, были другие методы унижения, например понижение в статусе. Из группировки обычно выходили по достижении совершеннолетия. Если же подросток по каким-то причинам решал порвать с группировкой, он откупался деньгами. В противном случае выходить на улицу одному было опасно: могли жестоко избить.
- Травмы, нанесенные в драке, были серьезными?
- Конечно. Ведь человек на человека шел с колом от забора. Поэтому в городе было много мужчин с изуродованными лицами или свернутыми носами.
- Приезжали ли в Оршу из других регионов республики - помериться силами со здешними бойцами?
- Нет, их бы сюда не допустили. В таких случаях оршанские группировки могли объединиться, а противостоять им было невозможно.
- Часто ли суды наказывали бойцов?
- Да, по уголовным и административным делам. Многих привлекали за мелкое хулиганство. За более серьезные действия во время боев, повлекшие травмы или смерть, приговаривали к лишению свободы. Елена АНКУДО Заметка: Заработок в интернете сейчас перестал быть чем то сверхъестественным, для многих интернет теперь является источником основного дохода. При этом чтобы зарабатывать, не обязательно знать программирование или иметь какие либо узко специальные познания. Сейчас существует множество сайтов которые помогают заработать в интернете начинающим, предлагая различные варианты работы.
|