Минувший год унес с собой уникальную археологическую находку. Незадолго до нового года в городе Орша Витебской области был похоронен остов старинного замка, который раньше являлся королевской резиденцией. Находка, которую археологи ждали больше сотни лет, была засыпана землей из-за нехватки денег на ее дальнейшее изучение и реставрацию.
ЦАРСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ
До недавнего времени предполагалось, что старинный замок был полностью разрушен. Историки предпринимали множество попыток найти останки легендарного строения. Но все они закончились неудачно. Обнаружить следы королевской резиденции краеведам удалось только в 2002 году. Под руководством опытного археолога Ольги Левко было снято несколько шурфов прямо в самом центре современного города. Первая же попытка оказалась успешной. Под завалами из песка и глины экспедиция обнаружила фундамент стены, державшей на себе, предположительно, главные постройки крепости. Однако полностью раскопать фундамент историкам так и не удалось. Оказалось, что остов старой крепости покоится под главными современными постройками города, сносить которые ради истории, конечно же, никто бы не позволил. Так что экспедиции пришлось ограничиться маленьким пятачком земли, выкупленным у владельцев близлежащих огородов. О покупке всей исторической площади не могло быть и речи. Даже если отбросить проблему со сносом зданий, оставалось бы еще несколько десятков землевладельцев, заселивших историческую местность. По доброй воле покидать насиженные места они бы ни за что не согласились. Организаторы ограничились лишь небольшими участками, которые, впрочем, все же влетели местному исполкому в копеечку. Пока историки готовились к грандиозному открытию, землевладельцы вели ожесточенные споры по поводу стоимости земли и покосившихся хозяйственных построек. В то время как власти решали, сколько будет стоить старый сарай или сортир, некоторые хитрые жители умудрялись возвести возле спорной постройки еще одну. В итоге для раскопок научным деятелям отвели 20 квадратных метров земли. Немного, особенно если учесть, что реальный размер находки гораздо больше. Для того чтобы сделать более-менее достоверные выводы, ученые просили увеличить участок раскопок хотя бы до 100 квадратных метров
БЮДЖЕТ ВСЕМУ ГОЛОВА
Естественно, выкупать для науки гектар городской земли никто не собирался. Бюджет раскопок и так трещал по швам.
Чтобы хоть как-то его сократить, к раскопкам были привлечены студенты и школьники. Молодая рабсила не требовала зарплаты, еды и махала лопатами исключительно на голом энтузиазме. В узких канавах ребят удерживала мечта о сокровищах. Задолго до рождения банков и сберегательных касс все свои сбережения люди хранили в котомках и глиняных сосудах. А так как белорусские земли регулярно подвергались набегам и грабежам, то горшки с золотом и серебром крестьяне прятали в лесу или возле крепостных стен. Последние, кстати, служили не только гарантией целостности вклада, но и отличным ориентиром. История помнит множество случаев, когда во время раскопок остовов боевых крепостей и замков рабочие натыкались на кубышки с золотом и серебром. Согласно действующему законодательству, нашедшему клад полагается 25 процентов от стоимости исторической находки. В Орше уже находили кубышки с драгоценными вложениями. Не так давно один из жителей города обнаружил неподалеку от места раскопок клад из почти 2 тысяч серебряных монет, выпущенных в обращение еще во времена правления батюшки Петра I, государя Алексея Михайловича. Однако, видимо, из-за своей природной осторожности и недоверия, счастливчик предпочел расставаться с кладом по частям. В первый приход кладоискатель сдал государству лишь полторы сотни чеканных серебряных чешуек, а затем, получив законные 25 процентов, объявил о существовании якобы второй части клада с аналогичными монетами, найденными им неподалеку от первого тайника.
Впрочем, за два года раскопок ни историкам, ни чернорабочим отыскать клад так и не удалось. Участники экспедиции довольствовались лишь медными монетками, видимо, оброненными во время боя защитниками крепости. За честный и самоотверженный труд местные власти заплатили лишь руководителю экспедиции.
НЕРАСКРЫТЫЕ ТАЙНЫ
Из-за скудного финансирования историкам не удалось проверить уникальную версию существования оборонительного тоннеля под рекой Днепр. В музее есть письменные свидетельства, что такой тоннель существовал и служил для бегства вельмож из осажденного замка. Причем, если верить летописным источникам, подземный ход был отстроен так, что по нему мог проехать конный всадник. При этом технологии, которыми пользовались строители средневекового аналога метрополитена, нигде не описаны. Первое более-менее свежее упоминание о таинственном тоннеле датировано 1903 годом. В местной газете были опубликованы откровения одного из жителей города, который, разбирая каменные завалы, наткнулся на вход в тоннель. Пойти и проверить, куда он ведет, горожанин не решился. Из лаза тянуло речной сыростью
На этом невероятном рассказе и оканчивается современная история уникального строения. Историкам не удалось найти точку входа и выхода из лаза. Строительный гений наших предков был подвергнут сомнению. Известные советские историки и инженеры напрочь отрицали тот факт, что неотесанные жители Средневековья могли соорудить под Днепром прочную конструкцию. Даже сейчас некоторые специалисты, которые участвовали в прокладке тоннеля метрополитена, сильно сомневаются в гении предков. Возможность раскрыть тайну тоннеля у историков была, когда людскими судьбами заправляли известные партийные лидеры. В свое время крупный западный концерн предлагал БССР бесплатно очистить реку Днепр и сделать ее вновь судоходной. Но пускать иностранный бизнес в родные заводи коммунисты отказались.
НАХОДКИ И ПОТЕРИ…
Во время раскопок в руки к археологам попало множество удивительных находок. Всеобщий восторг, например, был вызван обломком глиняного сосуда с четким изображением погони. Овациями копатели встретили и средневековую модель белорусской свистульки. Кроме этого, возле стен резиденции было обнаружено пушечное ядро, а также многочисленные следы пожарищ. Обгоревшие деревянные и металлические предметы позволили сделать историкам вывод, что оршанский замок неоднократно осаждался и горел.
В собственность оршанского музея истории и культуры крепостные находки пока не перешли. Все они были отправлены в Минск, где пробудут не один год. Во всяком случае, до тех пор, пока не будут тщательно изучены и внесены в исторические справочники. Что же касается оголенных останков стен королевской резиденции, то недавно они были вновь засыпаны землей. Изначально научные деятели тешили себя надеждой, что государство выделит деньги на консервацию уникальной находки. Для того чтобы «упаковать» фундамент замка в органическое стекло, требовалось всего несколько миллионов долларов. Оставлять обломки под открытым небом было бы безумием. Ветер и непогода уничтожили бы находку за каких-нибудь пять-шесть лет. В Орше был даже создан специальный частный фонд по реконструкции оршанского замка. Основал его один из местных предпринимателей-энтузиастов. Он надеялся собрать средства на полную реконструкцию находки. А когда замок был бы отстроен, его можно было бы использовать для привлечения в Беларусь богатых туристов и режиссеров. Но благородная задумка зачахла на корню. После нескольких лет восторженного ожидания чуда, выяснилось, что новоявленный фонд влачит жалкое существование.
В свою очередь, государственные мужи решили, что обломок истории нужно вернуть туда, где он находился последние полторы сотни лет. В землю. Особым распоряжением участников экспедиции заставили забросать шурфы землей и навсегда расстаться с надеждой вписать в белорусскую историю новую страницу. Место, где находятся останки стен старого замка, сегодня еще можно отыскать. Историки оградили его самодельным забором. Однако как только сойдет снег, его по велению свыше снесут, а изрытую землю облагородят асфальтом или декоративной плиточкой. Пройдет несколько лет, и единственным упоминанием об оршанском замке будет абзац в книге археолога Ольги Левко, в котором признается уникальность находки, а также перспективность дальнейших раскопок. Но на землю оршанскую археологи вернутся лишь после того, как государство решится на серьезное финансирование подобных изысканий. Кто знает, какие секреты еще таит в себе земля белорусская.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Активные поиски старинного оршанского замка велись российскими и белорусскими археологами на протяжении сотни лет. Однако до недавнего времени никакого осязаемого результата эти поиски не давали. Единственное, что удалось реально получить историкам в ходе собственных изысканий, - письменные свидетельства о том, что приграничная оршанская крепость действительно существовала. В частности, первое упоминание об укрепленном каменном форпосте было обнаружено в «Инвентаре» - документе, датированном 1560 годом. Однако детально изучить древний рукописный свод белорусским историкам не удалось. Дело в том, что данный документ хранится в одном из центральных краеведческих музеев Польши, и доступ к уникальному рукописному экспонату ограничен. Однако, учитывая важность данного документа для белорусских исследователей, в 90-х годах польские историки пошли на компромисс и выслали музею истории и культуры Орши ксерокопию той части «Инвентаря», в которой содержатся упоминания о приграничном крепостном укреплении. Впоследствии на основании данной копии историки на макете воссоздали облик оршанского замка со всеми укреплениями и хозпостройками. Изображение макета перекочевало во все учебники по белорусской истории. Воссозданный образ оршанского замка идеально вписывался во все исторические события, происходившие в приграничном городе в 20-х годах XIV века. Именно тогда Орша официально вошла в состав Великого княжества Литовского и была наделена всеми атрибутами приграничного города. В частности, литовские князья распорядились засыпать старый городской крепостной ров и вырыть новый - почти по всему периметру города. Одновременно с этим было выдано специальное княжеское распоряжение о возведении в городе уникального оборонительного замка. Согласно одной из научных гипотез, первый камень в фундамент оршанского замка был заложен в начале 30-х годов XV века. Однако строительство сооружения затянулось на 200 лет. Причиной столь серьезной строительной задержки послужили многочисленные войны между литовским и русскими войсками. Последняя известная историкам масштабная баталия, в эпицентре которой оказался почти достроенный оршанский замок, - Северная война. В то время в белорусском замке на протяжении двух недель находился именитый государь и полководец Петр I.
Александр НИКОЛАЙЧУК
|